Симфония святых ликов

17:15, 14 октября 2021
Как создается иконостас

Старинная нижегородская Вознесенская церковь на улице Ильинской переживает второе рождение. По единственной сохранившейся фотографии столичные художники, выпускники Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, работающие в традициях академической живописи, реконструировали иконостас храма. В очередной раз они приехали в Нижний Новгород для монтажа иконостаса в приделе в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и мученицы Татианы.

Золоченые образа

Иконы для иконостаса Вознесенской церкви написаны священнослужителем. Иерей Иоанн Коваленко, клирик Балашихинской епархии, рукоположился недавно, а иконописью занимается уже больше 16 лет. И если сама по себе иконопись составляет благодатное служение, то работа по созданию иконостаса, по его словам, сложна вдвойне.

Вместе с художником-иконописцем Вячеславом Алексеевым отец Иоанн посещал Нижний Новгород неоднократно: коллеги знакомились с Вознесенским храмом, обсуждали рабочие моменты с настоятелем. Затем были подготовлены «картоны» — рисунки в натуральную величину, которые в дальнейшем перенесли на деревянную основу.

— Для нас это уникальный опыт. Заказы на подобные иконостасы поступают очень редко, например, для Николо-Перервинского монастыря в Москве изготавливали такой иконостас более 10 лет назад. В основном просят написать иконы в каноническом стиле, относящиеся к XV–XVI векам, — поясняет отец Иоанн. — Это третья наша работа, выполненная в подобной манере.

Специалисты ориентировались на академический стиль, который сложился в XIX веке в результате творческой переработки русскими мастерами западных образцов искусства. Образы привлекают внимание не только сложным орнаментом, но и золоченым покрытием. В XIX веке полированные золоченые иконы получили широкое распространение: орнамент вырезается специальными резцами, а специальными чеканами пробивается сложный рисунок.

— Прежняя технология называлась «золочение на водку», а мы используем спирт, разбавленный водой, — рассказал батюшка. –– Работая над иконостасом для Вознесенской церкви, пришлось знакомиться с разными образцами, материалом, перерабатывать его, искать художественные решения. Особенной для меня стала работа над иконой святителя Николая с житийными сюжетами. Любая икона в иконостасе не просто копия, это заново переработанный образ. 

Гармония цветов

В качестве одного из приемов мастера использовали живоподобие, или так называемое фряжское письмо. Автор этого стиля — знаменитый иконописец XVII века Симон Ушаков, критиковавший мастеров, которые лики рисовали темными. По его мнению, лики на иконах не должны быть темными, иначе невозможно передать Божественный свет, исходящий от святых. Живоподобием также называют более реалистичную манеру письма, когда мастер с большей точностью передает анатомические черты человека.

Самым сложным для специалистов были сжатые сроки: большая и кропотливая работа требовала проработки деталей и тщательного подбора цветов. Расстановку живописных акцентов оценят даже неискушенные зрители.

— Люди чувствуют на уровне «нравится — не нравится», и обычно чувствуют правильно. Сейчас, конечно, навязываются компьютерные «пластмассовые» цвета, и это искажает цветовосприятие и у взрослых, и особенно у детей. Надеемся, что наша работа внесет свою лепту в формирование верных ориентиров, — поделился Вячеслав Алексеев.

Иконостас богато украшен резьбой. А чтобы деревянный узор лучше «читался», мастера тонировали его части, частично вызолотили резьбу сусальным золотом, использовали басму — технику тиснения узора по металлу.

— Мы делали эскизы резьбы, основываясь на фотографии, частично оттуда взяли несколько орнаментов. Например, элементы с птичками, кокошники, херувимов. Остальное разрабатывали сами по мотивам имеющихся орнаментов, — рассказал руководитель творческой мастерской «Благое дело» резчик Владимир Юшин. — Самое главное — это иконы, иконостас — их обрамление, и оно должно подчеркивать, а не отвлекать от молитвенного образа.

К своему 400-летнему юбилею Вознесенский храм получает свое благолепное и уникальное «лицо». Очередь за иконостасом центрального придела, который вместит 112 икон разного размера.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.