Слепки счастья

16:38, 5 апреля 2019

Широкий стол на ярмарке сплошь покрыт керамикой. Цветущие деревья из райского сада, ангелочки с детскими лицами… А вот мишки, зайки, ежики примостились на пригорке возле пряничных домиков, зима заглянула в теплой шубке на салазках, а лето — цветами и узорами на сказочной полянке. Жизнь — радостная, неспешная и простая —приглашает и нас отворить дверь в эту глиняную сказку. И как ее только ни называют: новым видом керамики, доброй игрушкой, солнцем в глине, дивеевским чудом!

— Вот какая наша глина — серенькая. Но смотрите, как она блестит на солнце после обжига. Как золото! — подмечает автор работ — руководитель мастерской «Параскева» Наталья Крушинская. Ее керамику справедливо принимают за народный промысел, сейчас у Натальи Григорьевны уже немало последователей — ей помогают ученики, а также участники многочисленных мастер-классов, которые наша героиня и другие педагоги студии проводят в Дивееве и разных городах страны.

А родилась дивеевская игрушка более четверти века назад из желания Натальи Крушинской помочь детям, наставить на добрый путь, когда она была художественным руководителем Череватовского дома культуры и учила в Дивееве ребят музыке.

— Время было непростое, шел поиск общей для народа духовной основы, — вспоминает она. — Нас стали активно призывать к возрождению в селах ремесел, народных традиций.

В самом Дивееве местной традиции лепки из глины никогда не было. Зато по соседству в Большом Череватове в позапрошлом веке изготавливали посуду. Существовала артель, а жителей села даже называли не иначе как «череватовскими горшками». Наталья Григорьевна попробовала превратить небольшой кусок местной глины в ангела. И получилось! А потом она вспомнила слова преподобного Серафима, что местная глина будет дороже золота. И принялась со вдохновением и молитвой лепить. Процесс лепки ее так увлек, что пришлось даже оставить работу в музыкальной школе. Ведь из глины, материала чуткого и податливого, можно слепить что душе угодно, да и всем это по силе, даже маленьким деткам.

Новые ростки

В 1991 году Наталья Крушинская организовала сначала кружок, а затем мастерскую, куда пришли не только дети, но и взрослые. Спустя много лет со дня образования мастерской, в 2007 году, она получила статус «народного образцового самодеятельного коллектива», на занятия с глиной стали приглашать подростков, детей из малообеспеченных семей и инвалидов с целью реабилитации средствами народных ремесел.

Раскрывая секреты этого благодатного материала, Наталья Григорьевна активно участвовала в областных и межрегиональных выставках и конкурсах. Первая грандиозная персональная выставка «Дивеевское чудо» состоялась в 2010 году в народной галерее Москвы при Российском доме народного творчества. После этого о дивеевской керамике стали писать, называя ее новым видом промысла. Посетители выставок восхищались «дивеевской» стилистикой: лучезарной выразительностью и добрым посылом. Светлая розово-белая с красным глина с изысканным орнаментом, фантазия мастеров и радостно-праздничные образы удивляли многих почитателей керамики.

В 2014 году под одной крышей с мастерской «Параскева» в Дивеевском доме культуры открылся музей игрушки. Огромная экспозиция, которую удалость вместить в небольшое помещение, стала лишь малой частью большого творческого наследия мастерской.

Обучая лепке всех, кто к ней приходил, Наталья Григорьевна сумела подготовить и своих преемников-учителей, которые стали передавать секреты дивеевской пластики всем желающим. Выросла целая школа дивеевской игрушки, и сегодня работы учеников Крушинской наравне с собственными работами мастера участвуют в выставках разного уровня — общероссийских и международных. У Светланы Елькиной, например, пятеро детей, а она достигла больших высот мастерства и сейчас активно преподает и выставляется.

Свет, а не цвет

Самобытный образ дивеевской игрушки сложился не сразу. Сначала Наталья Крушинская осваивала секреты гончарного искусства, изучала разные виды керамики, свойства местной глины.

Во-первых, необычен у этой игрушки цвет. На память приходят дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки. В них сочетаются пластика и цвет, а у дивеевской игрушки что-то другое…

— Свет, — подсказывает Наталья Григорьевна. — С самых первых игрушек, когда я увидела, как дивеевская глина сияет на солнце, рука не поднялась ее закрашивать. Она как солнце.

— А как же белый, розовый и коричневый цвета, которые составляют основную палитру вашей керамики? — удивляюсь я.

— Все цвета получаются путем сочетания разных пород глины, — объясняет мастер.

Выразителен и рельеф глиняных композиций. Чтобы украсить игрушку, Наталья нашла доступный художественный метод. Простым способом, который под силу даже ребенку, она выполняет чудесные узоры и орнаменты, солнышки и цветочки, которыми славится дивеевская керамика. В ход идут колпачки от фломастеров, зубочистки для акцентировки глазок, рта и других мелких составляющих, а также плакатные перья и реже — кюретажная ложечка или медицинская лопатка для прорисовки более тонких, изящных элементов декора. Дивеевская игрушка получается не зазывной и броской, а напротив — нежной и проникновенной.

Бытие в глине

В коллекции «Параскевы» как отдельные фигурки, так и целые керамические композиции на фольклорные, сказочные, бытовые и даже религиозные сюжеты. Особняком стоят работы по мотивам произведений Пушкина и других авторских сказок. Сейчас, например, идет работа по сказкам Андерсена, а это кладезь нравственных образов.

Сама Наталья Крушинская дивеевскую игрушку называет бытийно-православной Серафимовой. Как правило, каждая работа, будь то рельеф, скульптурная композиция или даже гончарное изделие, — это назидательное повествование. Перед нами сцены из прошлого, ожившие сказки, детские мечты, любимые праздники Рождество и Пасха, житие преподобного Серафима… История эта сказывается неспешно, нараспев, как былина или духовный стих.

Взять, к примеру, семисвечник «Рождественская сказка». Он доносит до нас историю рождественского чуда. Здесь встречаются два ребенка: дитя Божественное и человеческое. Девочка привезла в подарок Богомладенцу свою игрушку на саночках — плюшевого мишку. А мишка не смеет даже взглянуть в сторону Младенца. Он держит в своих лапках мешочек, в котором припасен подарок — вкусный пряничек. И происходит чудо — среди зимы, как в сказке про 12 месяцев, на зимней поляне расцветают цветы…

А вот самый «пасхальный» святой — батюшка Серафим. Медведь, его частый гость в лесной пустыньке, положил ему на колено свою голову. Он знает, что батюшка приготовил для него сухарики. И правда, рядом мешочек…

Широкое развитие в дивеевской керамике получили пасхальные мотивы с нарядными фигурками, яйцами-крашенками и куличами. А батюшкино приветствие «Радость моя, Христос воскресе!» можно назвать гимном всей дивеевской пластики, бесконечно излучающей радость и свет.

Милые в своей простоте герои глиняных сказов почти всегда сидят на возвышении, будь то гора, макушка леса, райского сада или даже спина рыбы-кита. Умельцы называют их сюжетными горками. Мастера стремятся, чтобы они светили миру явно и открыто. Потому что не ставят, как учит Евангелие, свой светильник под спудом.

Есть у дивеевской игрушки еще один добрый секрет: на обратной стороне каждого изделия мастера оставляют доброе напутствие, краткое изречение из Писания, святых отцов или народной мудрости: «Бог есть любовь», «Всегда радуйтесь», «Будьте как дети»…

Преображать мир

Дивеевскую игрушку сейчас лепят в Суворове, Городце и Семенове, тоншаевцы в прошлом году даже выиграли грант, на его средства купили муфельную печь. По всей стране от Москвы до Благовещенска сегодня открываются мастерские дивеевской керамики. К Наталье Крушинской едут и едут учиться. Летом в мастерскую заглядывают иностранцы, посетители дивеевских святынь. Двери в мастерской не закрываются, каждый день — новые гости и встречи. Наталья Григорьевна и ее последователи стремятся зажечь любовь к творчеству и глине.

Этой доброй цели служит и ее новый проект по организации по стране передвижных выставок «Свет земли небес».

Будьте как дети — непосредственны, любвеобильны, удивляйтесь этому миру! Неустанно трудитесь, преображайте этот мир, делайте его лучше, призывают творцы глиняных шедевров.

Текст: Марина Дружкова
Фото из архива Натальи Крушинской

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.