Служение делу мира. Часть I

14:55, 26 января 2012
На конференции фонда мира в 1989 г

На конференции фонда мира в 1989 г

Продолжаем серию публикаций о жизненном пути приснопамятного митрополита Николая (Кутепова), занимавшего Нижегородскую кафедру в 1977–2001 годах. Сегодняшний рассказ — об общественном служении владыки, деятельного участника международного миротворческого процесса.

Одним из необходимых условий для приемлемого существования Церкви в советском атеистическом государстве было ее участие в общественных миротворческих и гуманитарных организациях — таких как Советский Фонд Мира и Советское общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом «Родина».

Русская Православная Церковь вносила весомый вклад в материальное обеспечение деятельности этих организаций, а церковные иерархи зачастую избирались в их руководящие структуры. В частности, митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) с 1963 года был членом правления Советского Фонда Мира, а с 1975 года — участником учредительного собрания общества «Родина» и всех последующих мероприятий.

Как человек активный и деятельный, нижегородский владыка Николай тоже принимал не по средственное участие в работе международных и отечественных общественных организаций.

Советский Фонд Мира

Советский Фонд Мира был создан 27 апреля 1961 года не сколькими влиятельными общественными объединениями: Советским комитетом защиты мира, Комитетом молодежных организаций ССС Р, Комитетом советских женщин. Свою главную задачу фонд видел в сборе от граждан СССР добровольных пожертвований на благотворительную и миротворческую деятельность, на поддержание культурных и политических связей с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Как отмечают историки, между советским государством и Церковью существовала негласная договоренность о том, что Церковь делает регулярные крупные взносы в общественные фонды, а государство выступает гарантом сохранения влияния РПЦ на территории всего Советского Союза.

Одним из наиболее заметных событий в этой связи можно назвать пространное хвалебное выступление ТАСС 19 мая 1986 года по поводу 40-летия возвращения в лоно Православной Церкви униатов западноукраинских областей, что для идеологического атеистического государства было более чем странно.

Проповедь о вреде войны

Владыка Николай сталкивался с деятельностью Советского Фонда Мира, трудясь и на своей первой епископской кафедре в Закарпатской области Украины, и в других епархиях, где он нес архипастырское послушание. Но наиболее тесное взаимодействие с этой организацией происходило у него в 1970–1980-е годы, когда он был направлен в город Горький. Здесь архиерей познакомился с членами Горьковского областного правления Фонда Мира, а затем и сам был избран в руководящий орган регионального отделения организации.

В эти годы Горьковская епархия занимала одно из первых мест в РСФСР по сбору средств в Советский Фонд Мира. Как свидетельствуют служебные документы из архива приснопамятного владыки, в храмах епархии периодически проводились богослужения, связанные с деятельностью фонда. Так, 24 октября 1987 года, в День Всемирной Волны Мира, в храмах были отслужены литургии и молебны с особыми прошениями о мире, произнесены проповеди о необходимости сохранения мира на Земле.

В рапорте на имя правящего архиерея от настоятеля церкви села Рубское Княгининского района по этому поводу читаем: «После службы была сказана проповедь о вреде войны, о ее ужасных последствиях, в которых не только счастье людей, но и сама их жизнь становится под угрозой уничтожения… Голод, нужда, разруха — это все перенесли те, кто слушал проповедь. Многие вытирали слезы». Далее отмечается, что «растроганные прихожане давали деньги в Фонд Мира, чтобы только не было войны». В этом храме было собрано 420 рублей.

В других храмах епархии суммы пожертвований колебались от 300 до 3000 советских рублей. Всего же сумма отчислений Горьковской епархии в Советский Фонд Мира превышала отметку в один миллион советских рублей. Такой высокий показатель отчислений очень ценился в высших эшелонах власти, обеспечивая владыке Николаю определенную защиту и возможность осуществлять церковную деятельность и служение на благо людей.

Управляющий Горьковской епархией искренне верил, что эти деньги направляются на сохранение мира: ведь он воевал, сам проливал кровь, рисковал жизнью и не понаслышке знал, что такое война…

Активный участник миротворческого процесса

Владыка Николай участвовал во всесоюзных конференциях Советского Фонда Мира. Одна из них проводилась 31 января 1984 года в Москве.

По сохранившимся сведениям из архива владыки мы узнаем, что участники конференции проживали в несуществующей ныне гостинице «Россия», а обедали в ресторане «Столичный» полностью перестроенной сегодня гостиницы «Москва».

Заседания форума проводились в Октябрьском зале Дома Союзов, где позже для всех участников конференции был организован грандиозный концерт с участием популярных артистов советского театра и кино — в частности, таких как руководитель цыганского театра «Ромэн» Николай Сличенко и актер Василий Лановой.

На этой конференции архиепископ Горьковский и Арзамасский Николай был избран в состав правления Советского Фонда Мира. В своем официальном письме от 28 февраля 1984 года председатель правления фонда А. Е. Карпов поздравил владыку с избранием и выразил надежду, что его «активное участие в деятельности этой организации будет способствовать решению главной задачи современности — избавлению человечества от угрозы ядерной войны, сохранению и упрочению мира на планете».

Общество «Родина»

Советское общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом «Родина» появилось в 1975 году и стало преемником созданного еще в 1955 году Комитета по возвращению на Родину. Примечательно, что если прежде за связь с родственниками, живущими за границей, советским гражданам грозила уголовная статья, то теперь этот забытый ресурс стал очень востребован, хотя для советского руководства он до конца так и оставался сугубо пропагандистским.

Русская Православная Церковь не могла не воспользоваться замечательной возможностью наладить отношения с соотечественниками, проживающими за границей, и включилась в активную работу в этом направлении по линии созданного общества «Родина». Для Церкви появилась возможность «установить живую связь с русскими людьми, волею судеб оказавшимися за пределами Отечества», как отмечал митрополит Алексий (Ридигер) в приветственном слове на II Всесо юз ной кон ферен ции этой об щест вен ной организации, открывшейся 27 мая 1981 года.

Руководитель советской делегации

Владыка Николай принимал активнейшее участие в работе этой конференции и был избран в состав Совета общества «Родина». В конце ноября следующего, 1982 года, он участвовал в торжественном заседании, посвященном 60-летию образования СССР, а в апреле 1984 года был направлен в качестве руководителя советской делегации в ФРГ (Западная Германия) и Австрию.

Как свидетельствуют архивные документы, владыке было выдано на расходы 477 немецких марок и 1600 австрийских шиллингов, что равнялось примерно 143 и 68 советским рублям соответственно. Поездка носила общественно-политический характер и, как отмечает владыка в своих рукописных заметках, ему приходилось часто отвечать на сложные и неудобные вопросы соотечественников и принимающей стороны о незавидном положении Церкви в Советском Союзе, подробно рассказывать о деятельности представляемого им общества «Родина».

В Западной Германии делегация посетила Ганновер, Мюнхен, Дюссельдорф, Дортмунд, Франкфурт-на-Майне и другие города. Владыка характеризовал ФРГ как «сложную страну», отмечал необходимость налаживания более тесной связи с проживающим там русскоязычным населением, дабы донести до него «сведения о нашей действительности».

В Австрии делегация, возглавляемая владыкой Николаем, была радушно принята в Вене, Инсбруке и Зальцбурге, где, однако, столкнулась с сильной антисоветской агитацией и зачастую недружественными, по замечанию самого владыки, высказываниями лиц, принимавших гостей из Советского Союза.

Несмотря на это, такие поездки давали возможность, по словам владыки, с помощью образного церковного языка доносить правдивую информацию о реальном положении Церкви и священнослужителей в СССР, а священнослужителям в России — узнавать о жизни людей за рубежом и о положении Церкви вне пределов Советского Союза.

Таким образом, как считал владыка, деятельность в советских общественных организациях и заграничные поездки приносили пользу Церкви, давали возможность и время для личного общения с людьми и для несения Слова Божия соотечественникам как в Советском Союзе, так и за его пределами.

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.