Собрать и воссоздать

20:00, 11 марта 2021
Художники «Византии» возрождают убранство Спасо-Преображенского монастырского собора Арзамаса

Арзамас заслуженно называют городом золотых куполов и звенящих колоколов. Уже многие его духовные жемчужины восстановлены. Пришла золотая пора возрождения и для храмов древнего Спасо-Преображенского мужского монастыря, ровесника города. С прошлого года в главном монастырском соборе полным ходом ведется реставрация внутреннего убранства. К своему престольному празднику Спасо-Преображенский собор должен предстать в своем первозданном виде, каким он был в золотой для Арзамаса XIX век.

Комплекс восстановительных работ выполняют специалисты объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» под руководством Николая Юшкова. Костяк составляют выпускники Суздальского художественного училища, мастера — золотые руки, все с колоссальным опытом работы.

Впервые под сень собора специалисты по реставрации зашли в апреле 2019 года.

— Когда мы первый раз увидели храм, было два чувства: радости, что живопись сохранилась, и печали по поводу ее состояния. Практически все было аварийное, начиная с кирпича (помещение храма было разделено балками на этажи), штукатурки, грунта, заканчивая красочным слоем и самой росписью, — поделился Николай Евгеньевич.

На первых порах, достаточно долгое время, в храме проводились пробные работы: надо было понять характер и степень разрушений. И когда утраченные фрагменты были отработаны на все виды операций, в соборе полным ходом началась реставрация.

Реставрация — это своего рода лечение, все работы по воссозданию, все ее необходимые этапы на языке профессионалов называются операциями. Не случайно реставрация считается целой наукой, как и медицина, где методика и технология — ее неотъемлемая часть.

— Любой храм имеет свою степень и свой характер разрушения, как у людей одна и та же болезнь может протекать по-разному и требовать разного подхода к лечению, потому что иммунитет и статус здоровья у всех разный, — поясняет Николай Юшков. — Поэтому ни один храм даже при похожей степени разрушения не может быть отработан по одной и той же технологии. Вот почему очень важен этап пробных работ.

В манере Ступина

Белокаменный Спасо-Преображенский собор видно с кручи большого Арзамасского холма. Его зеленые купола-луковицы, крупные закомара, узкие стрельчатые окна на высоких барабанах придают зданию строгий средневековый облик. Однако иначе выглядело его внутреннее убранство.

— В Арзамасе была своя школа живописи, которая подготовила немало учеников, успешно выполнявших работы для церквей, в том числе для этого храма, — объясняет Николай Евгеньевич. — В роспи­си стен собора, которая проводилась намного позже его строительства, ощутимо влияние Ступинской академической школы и в декоре, и в орнаментах, и в самой живописи.

За образец при росписях арзамасского монастырского собора, по словам руководителя реставрации, были взяты гравюры Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда — немецкого художника и графика, получившего широкую известность после создания иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам, а также работы художников, которые расписывали Храм Христа Спасителя в Москве.

— Очень показательными в этом отношении являются, например, сюжет положения во Гроб Христа в левом алтаре собора, а также Омовение ног и поцелуй Иуды. В этих фресках много черт, которые характерны для творчества Карольсфельда. Поэтому в конхе (полукупол) центрального алтаря, где живопись полностью утрачена и архивной информации по которой нет, мы планируем использовать гравюру Юлиуса «Преображение».

Некоторые композиции, к примеру, Вселенские соборы, — собирательные, не имеют отношения к немецкому графику. Альфрейная роспись сводов и стен — традиционная, включает элементы геральдики, имитацию гипсовой лепнины, а в трапезной части роспись созвучна живописи Храма Христа Спасителя.

Сейчас в Спасо-Преображенском храме около 10–11 градусов. Но работа не останавливается. Мастера штукатурят, грунтуют, отмывают лишний левкас (меловой грунт),нанесенный в пределах утрат, тонируют, то есть подбирают краски под цвет и тон авторской живописи, а затем техникой пуантель (короткими мазками) воссоздают, или, как говорят реставраторы, собирают фрагмент настенной живописи, который был утрачен. Для всех работ в связи с низкой температурой предусматривается больший срок высыхания, а укреплять красочный слой специалисты начнут, когда станет суше и теплее.

«Невидимые работы»

Чтобы взяться за кисть и приступить к реставрации живописи, сначала нужно укрепить под нее основу — кирпич, штукатурку и грунт. На эти так называемые «невидимые работы» уходит много времени, внимания и скрупулезного труда. Реставрация — процесс поэтапный. И каждый этап, как правило, выполняется по нескольку раз. Как, например, это было при работе на своде в трапезной части собора.

— Свод с евангелистами был аварийным, на кирпичной кладке была большая утрата, что грозило его разрушением, — рассказывает Николай Юшков. — На аварийном кирпиче был слой аварийной штукатурки, на нем — аварийный слой краски, и все нужно было сохранить. Приходилось забираться на чердак, заводить между кирпичами специальные антиплесневые, дезинфицирующие и клеевые растворы. Некоторые совсем аварийные кирпичи мы вынимали и заменяли на новые, а те кирпичи, которые еще можно было спасти, зачищали специальными щетками.

На одной из колонн собора можно увидеть табличку с текстом, повествующим о том, что в 1888 году было произведено золочение колонн. Такие таблички —исторические справки, указание на время, когда проводилась та или иная работа по отделке. Мастера их штукатуркой не закрывают. Связь времен нарушать нельзя, поясняют они.

В общей сложности на всех внутренних площадях собора сохранены порядка 60 процентов старинных фресок. Завершается роспись в трапезной части, а в центральном объеме процесс реставрации в самом разгаре. Там объемы и высоты другие.

Все работы в храме мастера надеются завершить к 19 августа, престольному празднику центрального алтаря.

— Мы благодарны, что митрополит Геор­гий нам доверил работу в этом соборе. Для нашего коллектива работа на стенах храмов — это ответственность, надо собрать и воссоздать живопись на высоком уровне исполнения, и это ожидание, когда в храме начнутся службы. Эти чувства дают силы, чтобы храму дать вторую жизнь, — подчеркнул Николай Юшков.

Марина Дружкова
Фото Алексея Козориза

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.