Ступени благочестия

12:58, 9 сентября 2021
Три события в жизни праотца Авраама

Продолжаем изучать ветхозаветное Писание, в котором события частной жизни возрастают до масштабов общечеловеческой истории спасения. Имя патриарха Авраама стоит при этом на границе двух эпох, отделяя время индивидуальных попыток сохранить память об Истинном Боге от эпохи зарождения и развития целого богоизбранного народа. Безгранично любивший Бога и во всем послушный Ему, Авраам остается высшим образцом горячо верующего человека, который всей жизнью доказал деятельное начало своей веры, а не простое внешнее исповедание.

Карл Брюллов. «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского»

Доверие и гостеприимство

Когда Аврааму было 99 лет, а Сарре — 89, произошло уникальное событие богоявления: у Мамврийской дубравы Авраама посетили Три Путника, предызобразившие тайну Святой Троицы. Сидя «при входе в шатер во время зноя дневного», праотец поднял глаза и увидел трех странников. Он тотчас подбежал к ним, поклонился до земли и с патриархальным радушием обратился к старшему: «Владыко! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши» (Быт 18:3–5).

В жаркой Палестине ходили в легких сандалиях, и омовение ног после пыльной дороги было первым долгом гостеприимства. Авраам не знал, кто эти странники, но послал Сарру приготовить хлебы из лучшей муки, а сам выбрал лучшего теленка для трапезы. Один из путников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». Сарра, находясь в шатре, услышала эти слова, внутренне рассмея­лась и подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар». Гость, обращаясь к Аврааму, обличил маловерие жены: «Отчего это рассмеялась Сарра… Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын». Предстоящее чудесное рождение сына Господь назвал Своим посещением. Тогда Авраам понял, что с ним говорит Сам Бог.

Смиренно-дерзновенное богообщение

Возвестив Аврааму скорое рождение сына, странники открыли Аврааму и намерение Божие покарать жителей городов Содома и Гоморры, погрязших в противоестественных грехах. Будущий патриарх, дерзнув ходатайствовать пред Господом о помиловании грешников, спросил: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников?» (Быт 18:23–24). Ради 50 праведников Господь согласился помиловать город. Когда разговор дошел до 10 праведников, Господь удалился: в Содоме не было и столь малого числа благочестивых людей, потому гибель города была неизбежна.

Эта трогательная в своей высокой простоте беседа — образец общения человека с Отцом Небесным. С глубоким смирением и истинно сыновним дерзновением Авраам умоляет Бога о предотвращении кары. Как показывает Писание, праведники имеют от Господа великую милость ходатайствовать за грешников, и мир держится их святыми мольбами.

Небесные посланцы являлись и к племяннику Авраама Лоту, жившему в Содоме. Однажды вечером он встретил двух путников у ворот города и подобно своему боголюбивому дяде, радушно упросил переночевать в своем доме. Тем временем, нечестивые содомиты в необузданной похоти окружили дом Лота, требуя выдать гостей, что считалось на Востоке двойным позором, но были поражены слепотой. Ангелы же открыли Лоту цель своего посещения: они велели ему взять жену, обеих дочерей и всех родных и немедленно покинуть обреченный город. Однако родственники не поверили Лоту, и сам он медлил: трудно было оторваться от города, где удерживали житейские связи. Тогда, по милости Божией, ангелы заботливо взяли за руки Лота, жену и дочерей и вывели из города, повелев бежать на гору, не оглядываясь и нигде не останавливаясь. Лот с семьей вышел из города, и Господь пролил с неба на Содом и Гоморру, а также на близлежащие Адму и Севоим дождь из серы и огня.

Поучительна история жены Лота. Она оказалась не в силах побороть любопытство и привязанность к прежней жизни в Содоме, оглянулась и стала соляным столбом. В ее несчастье мы видим предостережение Божие людям, отринувшим греховные дела, но озирающимся на них с сочувствием. Такая нерешительность может обернуться провалом благих намерений и духовной гибелью. Когда Господь помогает нам спастись от греха, нужно возненавидеть грех и отстраниться от него со всей решительностью. Так ужасно закончилась жизнь нечестивых городов. По-видимому, к более страшным последствиям для человечества привело бы их тлетворное влияние.

Готовность на величайшую жертву

Гибель Содома и Гоморры побудила Авраама на время покинуть дубраву Мамре и поселиться на юге Ханаанской земли, во владении филистимского царя Авимелеха. В Вирсавии, у «колодца клятвы», где Авимелех и Авраам поклялись в дружбе и заключили союз, исполнилось наконец Божие обетование: 90-летняя Сарра родила Аврааму сына, которого назвала Исааком, сказав: «Смех (радость) сотворил мне Господь» (Быт 21:6).

Произошедшее через 25 лет станет кульминацией взаимоотношений Бога и человека. Во утверждение веры Авраама и прообраз грядущей крестной жертвы Сына Божия Господь, в восьмой раз явившись Аврааму, сказал: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт 22:2).

Повеление было ужасающе ясным, без намека на возможность его отмены. Авраам любил долгожданного сына больше, чем самого себя. Но еще больше он любил Бога и твердо знал, что Господь желает им только счастья. Он горячо верил, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых, чтобы произвести от него обещанное бесчисленное потомство, но одному Господу известно, какие муки претерпело любящее отцовское сердце.

Оставив слуг у подножия горы, отец и сын стали подниматься на вершину. Исаак нес дрова, Авраам — горящую лучину и острый нож. Исаак спросил: «Отец мой! вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам мудро ответил: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». На вершине он устроил жертвенник — возвышение из камней, положил сына поверх дров и, по обряду жертвоприношения, связал его. Исаак был молод и силен, но смиренно принял волю отца. Когда Авраам со скорбью вознес нож для заклания, он услышал с неба глас: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22:12). Оглянувшись, Авра­ам увидел овна, запутавшегося рогами в зарослях, и принес его в жертву вместо Исаака.

За безграничную любовь и полнейшее послушание Господь не только повторил Аврааму Свои прежние обетования, но и впервые подтвердил их Своей клятвой. «Мною клянусь, — сказал Господь, — благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». Так Бог удостоверил Свое намерение воздвигнуть из рода Авраама благословенного Спасителя мира.

Подобно Христу, Исаак добровольно шел на смерть. Как Спаситель, несший крест для распятия, нес дрова для своего всесожжения. И чудесным образом остался жив, предображая Христово воскресение. Так же и патриарх Авраам готов был принести первородного сына в жертву во имя любви человека к Богу, а Бог Отец принес Своего Единородного Сына в жертву во имя любви Бога к человеку.

Богоизбранная невеста Исаака

Елеазар и Ревекка — Ветхий Завет в гравюрах Карольсфельда

Через два года после знаменательного жертвоприношения на горе Мориа умерла Сарра, горько оплаканная Авраамом и Исааком. Их жизнь после ее смерти была безутешной, но они помнили о Божием обетовании об умножении потомства и по достижении Исааком совершеннолетия, которое наступало в те времена в 40 лет, Авраам стал заботиться о поисках ему невесты.

Живя среди хананеев, Авраам не хотел женить сына на хананеянке, которая принесла бы в семью испорченные нравы и веру в ложных богов. Он призвал любимого слугу Елеазара, управлявшего всем его имением, и отправил на свою родину, в Месопотамию, чтобы взять невесту непременно из своих благочестивых сродников. Тот, взяв по восточному обычаю богатые подарки, отправился в Харран — город брата Авраама Нахора. У колодца близ Харрана он взмолился: «Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне…» (Быт 24:12) и загадал в уме о том, как узнать предначертанную невесту. Еще не перестал Елеазар молиться, как навстречу ему вышла прекрасная девушка и все сбылось по задуманному: она предложила напоить не только его, но и всех его верблюдов. Ревекка оказалась внучкой Нахора, а ее брат Лаван пригласил Елеазара в дом родителей, где тот рассказал о цели своего визита в Харран. И Ревекка, и ее родители, видя, что сватовство устраивается Самим Господом, тотчас же согласились с предложением Елиазара. Караван направился в обратный путь, в Землю обетованную.

Недалеко от дубравы Мамре Исаак встретил свою невесту. Услышав от слуги чудесные обстоятельства выбора девицы, он также уразумел в них волю Божию. Исаак привел Ревекку в шатер своей матери Сарры, «и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей» (Быт 24:67).

История поиска невесты Исааку — пример простоты и чистоты патриархальных нравов, когда люди усердно молили ведающего все сердца Господа, чтобы Он Сам устроил их супружество, и искали не только внешней красоты, но и внутренней: боголюбивого разума, кроткого и доброго сердца.

После смерти Сарры Авраам прожил еще 38 лет. «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему» на 176-м году жизни.

Материалы подготовил иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.