Ступин и «ступинцы»

16:50, 29 мая 2020
Наследие арзамасских живописцев
Памятник академику А.В. Ступину рядом со Знаменской церковью города Арзамаса. Фото сайта Императорского православного палестинского общества

Рядом со Знаменской церковью города Арзамаса в 1959 году был установлен памятник художнику-иконописцу Александру Ступину. В историю культуры и церковного искусства он вошел в первую очередь как просветитель и мастер по росписи храмов. В его честь названа действующая в городе детская художественная школа, а также одна из улиц. В собственной же школе Александра Ступина учились многие мастера, внесшие свой вклад в живопись и архитектуру, прежде всего Василий Перов — автор «Тройки» и «Охотников на привале».

А.В. Ступин. Портрет работы И.К. Макарова

Уездная «Академия художеств»

В семье мещан Ступиных Александр был приемным ребенком. Его воспитанием занималась любящая мать Анисья Степановна, отец же ушел в рекруты. До 1793 года солдатская служба была пожизненной, и своего названного отца Александр Васильевич больше никогда не видел.

Как и все дети своего времени, Александр учился читать по Часослову и Псалтирю. Грамота ему давалась легко. Свои первые копейки мальчик заработал, переписывая молитвы и выполняя обязанности служки в храме. С 11 лет он с охотой обучался иконописи.

Уже тогда проявлялась в нем практичность: деньги он тратил на обувь или одежду, а первой книгой, которую он приобрел, было «Наставление о личных обязанностях каждого христианина» святителя Тихона Задонского. Когда он поступит в Академию художеств, он убедит своего учителя принять его за половину обычной платы, так как средства его были ограничены, а желание заниматься живописью было огромным. Те небольшие деньги, которыми он располагал, тратились на краски, холсты, книги, скульптуры, при этом питался студент «хлебом да невской водой».

Впоследствии в своей школе он организует галерею и библиотеку в 2,5 тысячи экземпляров книг. Свою мечту — частную школу живописи — он осуществит в достаточно молодом возрасте — в 26 лет, по возвращении из Петербурга в Арзамас. Под классы будут переделаны конюшня и каретный сарай его дома.

Ступинская школа — первое подобное учебное заведение в Российской империи. Большинство из воспитанников Александра Васильевича было выходцами из крестьян. Многие по его ходатайству получили свободу. Немаловажным был и тот факт, что, взимая небольшую плату за учебу, Ступин давал своим ученикам возможность попробовать себя в практической работе. Воспитанники его школы участвовали в росписях храмов и иконостасов, выполняли и другие заказы, а вырученные средства шли на содержание школы.

За свою жизнь Александр Ступин и его ученики изготовили 137 иконостасов и написали почти 3000 образов, расписали 10 церквей, в том числе нижегородский Спасский Староярмарочный собор. К сожалению, работы мастера в храме не сохранились. Со своими воспитанниками он расписывал и старинный Рождественский храм в селе Катунки Чкаловского района. За два года было выполнено 90 живописных композиций на библейские сюжеты.

Количество живописных работ, дошедших до нашего времени, невелико: это портрет супруги художника, «Мальчик с листком», «Вид города Арзамаса». Последняя работа находится в коллекции Русского музея в Петербурге.

Вся сила цвета

Символ победы над Наполеоном, воплощенный в камне, кафедральный собор Арзамаса был заложен в 1814 году и строился на протяжении 28 лет. «По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев.

Расписывали церковь ученики Ступина Осип Серебряков и его сын Александр. Мастера применяли технику «гризайль», что в переводе с французского означает «серый» и заключается в использовании лишь многообразия оттенков серого или коричневого цветов (сепия). Этот художественный прием получил распространение в эпоху раннего Средневековья. Для религиозной живописи, ограниченной строгими рамками канонов, монохромная палитра была наиболее подходящей.

Сегодня, находясь внутри Воскресенского собора, паломники видят результат блестящего владения «гризайлем»: узоры наверху, на стенах, колоннах, арках, в куполах, выглядят объемными, как будто вылепленными.

XIX век был временем возведения величественных храмов и росписи в них больших площадей. Вот почему евангельские сюжеты стали изображать не иконографически, а живописно.

На внутренних пространствах Воскресенского собора — земная жизнь Спасителя. За образцы Серебряковы взяли работы западноевропейских мастеров. Так, над главным алтарем помещена копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, а Распятие Спасителя на Горнем месте — репродукция подлинника испанского живописца Мурильо. Иконы Спасителя и Богоматери, восседающих на тронах в белых одеждах, украшающие алтарные врата главного престола, выполнил тоже «ступинец», профессор живописи Николай Алексеев. Он принимал участие в росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Уникальное убранство собора удалось сохранить благодаря тому, что в 1932 году в здании разместился Музей атеизма. Именно по этой причине из храмов арзамасской земли сюда привезли многие чтимые святыни, сохраненные благодаря этому для верующих.

Копия портрета преподобного Серафима Саровского работы инока Иосифа (Серебрякова), выполненная дивеевскими сестрами. Фото сайта Серафимо-Дивеевского монастыря

Незабываемый образ

Автор самого известного иконописного портрета батюшки Серафима Саровского, написанного за пять лет до смерти преподобного, — Иосиф Семенович Серебряков. Сам художник также был иноком Свято-Успенской Саровской пустыни.

Из архивных документов известно, что рясофорный монах Иосиф (Семен Серебряков) скончался в 80-летнем возрасте 9 мая 1862 года. «Уроженец Арзамаса. В 1845 году расписывал с детьми своими церковь Живоносного Источника в куполе, а большие картины писал сын его Александр», — говорится в дошедших до наших дней келейных записках.

В летописи Серафимо-Дивееского монастыря отмечено, что преподобный Серафим на портрете Серебрякова изображен «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

Батюшка Серафим был прославлен лишь в 1903 году, а потому на его прижизненных портретах отсутствует нимб, хотя и до официального признания многие почитали его как святого.

По дошедшим до наших дней воспоминаниям монахини Серафимы (Булгаковой), фигура преподобного Серафима была помещена в овале, на сером фоне. Десятилетия прижизненный портрет батюшки находился в покоях настоятеля Саровской пустыни. К сожалению, после закрытия монастыря он был утрачен, и судьба его неизвестна. Сейчас в Троицком соборе Дивеевского монастыря есть копия портрета Серебрякова, написанная в дивеевской иконописной мастерской на рубеже XIX–XX веков.

Архитектор Воскресенского собора города Арзамаса М.П. Коринфский (Варенцов)

Мастер храмового классицизма

Невозможно не упомянуть и еще об одном «ступинце» — зодчем Воскресенского собора Михаиле Коринфском. Он, как и Александр Ступин, принадлежал к мещанскому сословию. Его настоящая фамилия — Варенцов. Его отец был резчиком иконостасов, потому церковное искусство было близко ему с детства.

Образование Михаил Петрович получил в Петербургской академии художеств. Профессорам он представит свой первый большой проект — здание Арзамасского кафедрального собора, за который получит серебряную медаль в 1810 году.

Существует легенда, что сам император распорядился изменить фамилию архитектора Варенцова — по названию стиля, в котором был поставлен проект, — на Коринфского.

Размеры арзамасского собора, его пропорции (длина и ширина равны 63,9 м, а высота — 46,86 м) располагали к тому, чтобы он стал архитектурной доминантой на Соборной площади города. Снаружи белокаменный исполин с 48 колоннами украшен треугольными фронтонами с фресками на библейские сюжеты. «Воскресение Христово» располагалось на восточном фронтоне, «Явление Святой Троицы Аврааму» — на южном, «Собор всех святых» — на западном, «Покров Пресвятой Богородицы»  — на северном.

Троицкий кафедральный собор города Симбирска (Ульяновска)

Здание выполнено в форме греческого креста (два равных прямоугольника, наложенных на квадрат), что роднит его с Храмом Христа Спасителя. Своим обликом он был схож и с Троицким кафедральным собором города Симбирска (Ульяновска), также выполненным в стиле классицизма и возведенным в честь победы над Наполеоном по проекту арзамасского архитектора. К сожалению, в советское время собор в Симбирске был уничтожен, в то время как его арзамасского «брата» горожанам удалось отстоять.

За проект симбирского собора Коринфский был удостоен звания академика Академии художеств. Свой вклад он внес и в архитектурный облик Казани, где в первую очередь трудился над зданиями комплекса Казанского университета: обсерватории, клиники, анатомического театра.

В этот же период Коринфский работал над проектом собора в честь иконы Божией Матери «Грузинская» Раифской обители, которая находится в Зеленодольском районе Республики Татарстан. Передовым новшеством было наличие в подвале собора котельной. В холодное время здание отапливалось при помощи воздушных отдушин внутри стен.

До конца своей жизни Михаил Петрович прожил в Казани, где покоится на одном из кладбищ вместе со своей супругой.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.