Святая Елена и брат ее Михаил

15:25, 10 июля 2019

Вокруг церкви — поля да поля. Ардатовский район — земледельческий, лесов немного,
и храм Всемилостивейшего Спаса виден за несколько километров. С ним и с селом под
названием Нуча связаны судьбы Михаила и Елены Мантуровых — духовных чад преподобного
Серафима Саровского и помощников его в устройстве Дивеев­ской обители. 24 июня в
Нуче открылся музей, посвященный преподобной Елене Дивеевской и брату ее Михаилу
Васильевичу.

Музей создан ста­раниями
сестер Свято-Троицкого Се­рафимо-Дивеевского монастыря, которому столько сил отдали
Мантуровы, можно сказать, жизни свои. В 1990‑х годах некогда многолюдное село стало
потихоньку пустеть, и обитель взяла его под крыло — здесь появился скит. Год назад
судьба Нучи снова изменилась. Скит передали Свято-Успенскому мужскому монастырю
Флорищевой пустыни.

И вот здесь открылся
музей. В этот день в бывшее имение Мантуровых приехали митрополит Нижегородский
и Арзамасский Георгий и епископ Выксунский и Павловский Варнава, благочинный Ардатовского
округа Выксунской епархии протоиерей Евгений Утенков и настоятельница Дивеевского
монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители. Встречал гостей настоятель
здешнего подворья Флорищевой пустыни иеромонах Николай (Чеботарев). Владыка Георгий
освятил музей, после чего монахиня Артемия (Королькова), старшая в Дивеевской обители
по музейному послушанию, провела для гостей экскурсию.

Экспозиция рассказывает
о жизни и духовном подвиге Елены и Михаила Мантуровых, об истории села Нуча и местного
храма в честь Всемилостивейшего Спаса. В музее можно увидеть и святыни: гвозди от
гроба Елены Васильевы — преподобной Елены Дивеевской, части ее четок и кожаной обу­ви,
найденные при обретении мощей.

«Для нас будет лишь
вечная радость!»

Брат и сестра Мантуровы
происходили из старинного дворянского рода, часть имения в большом селе Нуча досталась
им по наследству. В 17 лет Елена, стремившая­ся к светской жизни, чудным образом
была обращена к жизни духовной. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить
ее. Она взмолилась: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву — никогда не выходить
замуж и уйти в монастырь!» Змей исчез, а Елена Васильевна изменилась, стала читать
духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить свое обещание и вскоре поехала
в Саров к преподобному Серафиму просить благословения на поступление в монастырь.
Но только через три года батюшка благословил поступить в Дивеевскую Казанскую общину.

Необыкновенно добрая
от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным
отцом, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освящения храмов, пристроенных
к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), преподобный Серафим
назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена
в рясофор. Так прожила она в обители до 27 лет.

Когда ее брат Михаил
тяжело заболел и старец сказал Елене: «Умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен
для обители-то нашей. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!»,
она смиренно ответила: «Благословите, батюшка». После этого преподобный Серафим
долго беседовал с ней. «Батюшка, я боюсь смерти», — призналась Елена Васильевна.
«Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас с тобой будет лишь вечная
радость». Как только она шагнула за порог его кельи, сразу упала. Преподобный Серафим
привел ее в чувство, но, вернувшись домой, она слегла в постель. Через несколько
дней мирно скончалась, это было 28 мая 1832 года.

В сороковой день по
ее кончине старец Серафим предсказал, что «со временем ее мощи будут почивать открыто
в обители». На могиле Елены Васильевны не раз происходили чудеса и исцеления. 26
сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеев­ской. Согласно
пророчеству преподобного Серафима, они были торжественно помещены в храм Рождества
Богородицы. 22 декабря 2000 года состоялось ее прославление как местно­чтимой святой
Нижегородской епархии. Дни памяти — 28 мая (10 июня по новому стилю) и 8 (21 по
новому стилю) июля — в день празд­нования Собора святых жен Дивеевских.

Подвиг добро­вольной
нищеты

Михаил Васильевич
Мантуров, исцеленный преподобным Серафимом от тяжкой болезни, по благословению старца
продал свое имение, отпустил на свободу крепостных и на вырученные средства пристроил
к паперти дивеевского Казанского храма две церкви: во имя Рождества Христова и Рождества
Богородицы. Еще купил 15 десятин земли в селе Дивееве, на месте, указанном ему батюшкой,
со строжайшей заповедью: хранить эту землю, никогда не продавать, никому не отдавать
ее и завещать после смерти Серафимовой обители. На этой земле Михаил Васильевич
поселился с женой и жил, претерпевая нужду. Сейчас здесь стоит Троицкий собор, где
почивают мощи преподобного Серафима.

Батюшка любил Мантурова,
называл его не иначе как Мишенька и все, касающееся устройства обители, поручал
только ему. После кончины препо­добного в Дивеево насильственно вторгся некий Иван
Тихонов. Сознавая, какой авторитет имеет Михаил Васильевич для Серафимовой Мельнично-девичес­кой
общинки, он понял, что в задуманных им честолюбивых планах Мантуров всегда будет
главной помехой, и, не задумываясь, решился либо удалить его, отстранив от общины,
либо совсем погубить.

Михаил Васильевич
молча и терпеливо переносил возводимые на него клеветы. Он безбоязненно, с энергией
мешал «чуждопосетителю» Ивану Тихонову во всех его посягательствах на уничтожение
заповеданного Дивееву святым старцем.

«Когда дела обители
пришли в полный упадок, — сказано в «Летописи Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ско­го монастыря»,
— Ми­хаил Васильевич Мантуров совершенно пал духом и как бы внутренне упрекал батюшку
Серафима, что он допускает это дерзкое и пагубное самоволие». За несколько дней
до его кончины Михаилу Васильевичу явился преподобный Серафим и ободрил его. Мантуров
умер 60 лет от роду и был похоронен 9 июля 1858 года с левой стороны Рождест­венского
храма.

В период гонений на
Церковь могилы Мантуровых в Дивееве были в забвении, их обнаружили лишь в постсоветское
время.

В день открытия музей был передан от Нижегородской епархии — Выксунской. Теперь сюда будут приезжать паломники, прихожане местного храма (в основном жители окрестных деревень), конечно, тоже не оставят его своим вниманием, возможно (и очень желательно), что посетителями станут и школьники из близлежащих населенных пунктов и разных уголков Нижегородской области.

Надежда Муравьева
Фото Алексея Козориза

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.