Церковь на месте деревни «шипарей»

15:44, 14 декабря 2015

DSC06363 DSC06420Протоиерей Дионисий Соловьев проводит нас по нижегородскому храму во имя Святой Живоначальной Троицы. Ему есть что показать и рассказать. В 2016 году приход празднует 15‑летие с начала строительства храма-часовни и пятилетие со дня совершения первой литургии в новом деревянном храме.

На Автозаводе, со стороны аэропорта, всегда радует вид Троицкой церкви. Стоит она на земле, об истории которой говорит название соседней улицы — Монастырка. Нижегородский исследователь истории Автозавода, доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и культуры ННГАСУ Алексей Гордин утверждает, что территория по левую сторону Оки принадлежала Троице-Сергиевой лавре. Многочисленные речки, впадавшие в Оку, имели буро-желтую окраску, что указывало на присутствие в воде железа.

После церковного раскола XVII века в деревне Монастырке поселились старообрядцы. В XIX веке они имели свою закрытую школу и деревянный храм в честь Святой Троицы. Монастырка славилась по всей округе кузнецами — «шипарями» (слово, вероятно, происходит от характерного звука, который издает раскаленный металл при погружении в воду). Во второй половине XIX века в деревне насчитывалось более 40 кузниц («шиповок»), в то время как в соседней Карповке — не более четырех. В них работали артелями по 12–13 человек. В основном «шипари» изготовляли гвозди. В начале прошлого века промысел начал затухать. На рынке появились фабричные гвозди, стоившие дешевле.

В годы богоборчества деревня серьезно пострадала. Храм снесли, а в 1929 году здесь развернули строительство первого в Союзе автозавода-гиганта. Сегодня от Монастырки осталось одно название.

Наша победа

Только в 1990-е годы потянулся народ в храмы. Для огромного района с 300-тысячным населением церквей не хватало. В 1998 году митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) благословил строить на Монастырке храм во имя Святой Троицы. Его возведением занимался настоятель нижегородского Благовещенского мужского монастыря архимандрит Кирилл (Покровский), ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский. Нашелся благотворитель — Алексей Шарков, который передал землю под строительство.

17 июня 2001 года на месте будущей церкви митрополит Николай освятил крест. В апреле следующего года состоялось освящение временного храма-часовни, а на Пасху совершено первое богослужение. Первым настоятелем храма-часовни был протоиерей Герман Покровский. Первоначально часовня была подворьем Благовещенского монастыря. В 2003 году владыка Георгий перевел храм в статус архиерейского подворья.

Часовня была небольшой, местные жители нуждались в храме значительно большем. Поэтому в 2008 году отец Дио­ни­сий, став настоятелем церкви, получил благословение правящего архиерея строить храм уже на 600 прихожан. Церковь возводили всем миром.

— Фундамент заливали одни строители, сруб рубили другие, собирали третьи, кровлю крыли четвертые, шатры ставили пятые, внутренние работы производили следующие, — рассказывает настоятель новой церкви. — Кто чем помогал.

Близился юбилей 65-летия победы в Великой Отечественной войне.

— За месяц до праздника владыка Георгий сказал мне, что будет освящать строительство церкви 9 мая, — вспоминает священник. — «День Победы — это и наша победа. Мы построим храм», — говорил он мне. Так и случилось.

22 июня 2011 года, в день Святой Троицы, в новом храме состоялось первое богослужение. А 12 марта 2013-го архипастырь совершил Великое освящение и возглавил Божественную литургию. Главный престол храма был посвящен Пресвятой Троице, приставной — Собору Нижегородских святых.

Храм — пасхальное яичко

Почти за 15 лет существования церкви на Монастырке ее приход заметно помолодел. Сегодня храм посещают не только автозаводцы, так в нем тепло и намолено. Наверное, неслучайно тянутся люди в эту церковь, выделяющуюся ярким, прямо-таки пасхальным цветом.

— Когда был поставлен деревянный сруб, — рассказывает отец Дионисий, — мы пригласили владыку, чтобы он благословил выбор цветового решения. Ни один из предложенных цветов никому не понравился: ни архиерею, ни мне. Тогда владыка сказал: «Храм должен быть как пасхальное яйцо».

Внутренняя роспись церкви красивая и величественная. Иконы — в человеческий рост. Еще со времен часовни здесь находится список с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» из Высоцкого мужского монастыря города Серпухова. Другая особо почитаемая прихожанами святыня — икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей — появилась в храме уже при отце Дионисии.

Службы ведутся каждый день. На неделе после богослужения совершаются молебны с акафистами перед иконами Пресвятой Богородицы. По вторникам — перед «Феодоровской», по средам — перед «Неупиваемой Чашей», по четвергам — перед иконой «Прибавление ума» (к слову, отец Дионисий получил от владыки Георгия новое послушание — заниматься строительством храма в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума» на проспекте Молодежном, где уже заложен фундамент). По воскресеньям после поздней литургии совершается благодарственный молебен с водосвятием.

Климат микрорайона

Для городских храмов особенно важно мастерство певчих. Оно не оставляет равнодушными даже случайных «гостей» прихода. Бывают случаи, когда, восхитившись пением, человек остается при церкви и вливается в православную общину.

— Наш регент Тамара Веселкина, — делится настоятель, —  окончила Нижегородское музыкальное училище имени М. А. Балакирева. В основном певчие имеют светское музыкальное образование и духовно просвещены. Служат в церкви не один год. В 2012 году приходской хор занял второе место на епархиальном конкурсе церковных хоров «Единым сердцем воспевати».

Галина Каримова трудится в приходе социальным работником и вторым катехизатором. Она прихожанка с 2003 года. «Храм мы свой очень любим, — рассказывает она. — После того как он здесь появился, жизнь в микрорайоне стала другой. Меньше стало неблагополучных людей. Храм изменил обстановку».

В Троицкой церкви три священника и диакон. Все они разного возраста и произносят, по признанию Галины Михайловны, трогательные проповеди. Молодежь на приходе тянется к отцу Александру Мигачеву, старшие — к отцу Геннадию Ростовцеву.

— Они как духовные отцы. Если бы не было такого, народ бы сюда не шел, — признается женщина. — Конечно же, всех объединяет отец Дионисий. Он интеллигентный человек. Никогда никого не обидит. Очень мягкий. С ним душевно.

Павел Молоштан

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.