В Крещении просвещаемся

16:46, 18 января 2019

Почему праздник, который мы празднуем 19 января, называется Крещением Господним, ведь события на Иордане были связаны с омовением, проповедью Иоанна Крестителя, явлением Святого Духа в виде голубя, но никак не с Крестом? Как в самой исторической основе праздника, так и в его традициях, сложившихся на протяжении столетий, немало нюан­сов, требующих прояснения.

— В русском языке слово «крещение» связано со словом «крест». А вот в греческом или европейских языках этот праздник называется «баптизмом», и на русский язык его название было бы правильнее перевести как «купание». В этом смысле название летнего праздника в честь Иоанна Крестителя — Иван Купала — и есть самый древний аутентичный христианский перевод. С личностью Иоанна Крестителя связано и возникновение этого праздника: в Евангелии сказано, что Иоанн крестил крещением покаяния и многие приходили к нему каяться.

Само покаяние, судя по описанию, происходило в виде погружения в воду после исповедания грехов. Нам, христианам, этот обычай не совсем понятен, но для восточных людей он имел глубокую смысловую нагрузку. Водная стихия считалась довольно-таки опасной для человека — мы и на литургии молимся о «сущих в море и далече». Подобное отношение было не только к бурному морю, но и к рекам — кстати, первоначально крестить можно было только в проточной воде — и для современников Иоанна это была не просто церемония, а в прямом смысле второе рождение, как и сейчас иногда говорят о переживших опасную ситуацию.

«Как относиться к крещенским купаниям? Обязательны ли они для православного человека, или, может быть, это вообще язычество?»

Как ни странно, на этот простой вопрос однозначно ответить нельзя. С одной стороны, о водном естестве и его особых свойствах упоминает в одной из своих проповедей святитель Иоанн Златоуст: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Святитель Афанасий Великий не только упоминает обычай омовения, но даже грозит карами тому, кто будет отвращать от него людей: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от Святых Таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой других, да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».

Казалось бы, ответ на ваш вопрос уже прозвучал: православный не просто может, а обязан искупаться! Однако история нашей Церкви показывает, что обычай крещенских купаний не был повсеместным. В исторических источниках описывается обычай на Крещение ходить на реку, однако обычай купаться практически нигде не упомянут. При этом освящение воды могло быть очень торжественным, с участием архиереев, императора и стрельбой из пушек, но вот про купания не говорят.

В древнерусские времена этот обычай — купания — даже порицался как языческий. А вот писатель XIX века Лесков приводит такую информацию из дневниковых записей протоиерея Туберозова: «7-е января. Госпожа Плодомасова вчера по водоосвящении прямо во всем, что на ней было, окунулась в прорубь. Удивился! Спросил, — всегда ли это бывает? Говорят: всегда, и это у нее называется «мовничать». Экой закал предивный! я бы, кажется, и жив от одной такой бани не остался».

Разумную православную позицию мы находим в «Настольной книге священнослужителя» 1892 года издания: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Как мы видим, один и тот же обычай может быть предметом как веры, так и суе­верия. Так что в этом случае каждый, как советует нам апостол Павел, «поступай по удостоверению своего ума».

«Зачем на этот праздник совершается два Великих освящения воды?»

Литургически праздник Крещения Гос­подня появился сравнительно поздно. Древние христиане при воспоминании событий Крещения Господня делали акцент не на самом факте погружения в воду, а на явлении Божественного гласа при этом событии. Именно поэтому праздник назывался, да и поныне называется Богоявление. Кстати, события Богоявления почти дословно повторяют слова, сказанные о Сыне Божием Его Отцом при рождении: по этой причине события Рождества Христова и Его Крещения воспринимались как один праздник и праздновались в один день. Соседняя с нами Армянская церковь не разделяет этих праздников и поныне.

Соединение двух праздников: Крещения и Рождества — мы видим и в общественном богослужении: и у того и у другого праздника есть сочельник, и тот и другой предваряются постом «до первой звезды»: да, этот загадочный однодневный пост на Святках — осколок рождественского поста.

Прежде чем продолжить наше объяснение, напомним читателю некоторые факты: таинство Евхаристии, совершаемое за литургией, произошло от Тайной вечери и, соответственно, изначально было не утренним, а вечерним богослужением. Богослужебный день по библейской традиции начинается вечером: «и был вечер, и было утро — день один».

Итак, на Крещение, как и на Рождество, литургия присоединяется к вечерне, то есть первому богослужению церковного дня, а следующая литургия совершается утром, то есть фактически в тот же литургический день. Следовательно, с точки зрения богослужения обе литургии и оба Великих освящения происходят в сам праздник — 19 января — и нет никакой сочельниковской или крещенской воды.

Скорее всего, подобный обычай был продиктован заботой первохристианских священнослужителей о своих прихожанах: те из них, кто был занят трудами, могли участвовать в праздничном богослужении вечером после работы, другие, у которых было больше свободного времени, вполне могли прийти утром.

«С развитием гражданских свобод и секуляризацией общества у детей появилось право на свободу религиозного выбора, и крестить их в детстве, вроде как, неправомерно. Как объяснить сторонникам такого подхода, почему мы в православии все-таки крестим младенцев?»

Крещение детей, по учению Православной Церкви, совершается по вере их родителей. Не на основании того, верят ли они в Бога или в действенность таинства Крещения, а в исповедании ими, родителями, православной веры. По старому правилу, кто не был три воскресенья в храме, от Церкви отпадал. Сейчас, конечно, все гораздо мягче, однако и в наше время легко отличить человека церковного от того, кто таковым не является. Если до предела упростить церковные правила, то детей крестили и крестят по очень простой причине: родители вольны дать им любое угодное им воспитание (а святые отцы добавляют тут, что дать другому можно лишь то, что имеешь сам).

Нарушается ли при этом свобода детей? Если и нарушается, то в той же мере, как и в стремлении родителей дать им образование, направить в определенную сторону. Да и проблемы «отцов и детей» такие же: кто-то хорошо учится и благоуспешен, а другой сопротивляется, сколько его ни заставляй.

«Узнал от друзей-священников, что в Казани некоторые мусульмане приходят в православные церкви и крестят своих детей — чтобы не болели, чтобы не плакали, чтобы не сглазили… Затем по мусульманскому уже обычаю обрезывают их и, может быть, даже воспитывают в исламе. Считаются ли эти дети крещеными?»

По церковному праву нет. Подобный случай, и тоже с мусульманами, имел место в Константинополе, когда тот еще был силен, а мусульмане слабы. По византийским законам за преступления христианам и иноверцам полагалось различное наказание. Желая добиться послабления, родители неких подсудимых мусульман сообщили, что те были крещены в детстве. Епископская комиссия, рассматривавшая судебное дело, постановила считать мусульман некрещеными, так как те не были воспитаны родителями в православной вере. Как мы вновь видим, дело отнюдь не в факте крещения, а в воспитании! Есть возможность воспитать детей в православной вере — тогда их можно и нужно крестить, а уж кто будет их воспитывать: одни родители или с помощью крестных — эти вопросы не так важны и остаются на рассмотрение приходского священника.

«У Иисуса Христа крестных не было — зачем же они людям, желающим принять крещение?»

Помните из Евангелия: искали двух свидетелей, чтобы осудить Иисуса? Так вот крестные и есть те самые два свидетеля, необходимые по иудейскому закону. О чем же они должны были свидетельствовать? О вере человека, пожелавшего вступить в церковную общину. Как правило, это были соседи неофита, они же зачастую объясняли ему основы веры, то есть оглашали. По прошествии достаточно значительного срока — иногда года или двух — свидетели-крестные сообщали членам общины о нравственной или безнравственной жизни испытуемого и о твердости его веры и желания креститься. Похожий обычай до сих пор принят во многих протестантских общинах. О младенцах подобного не сообщается, если уж они крестились заодно со своими родителями, то специальных крестных им не требовалось. Крестные родители достались маленьким христианам «по наследству» в византийский период церковной истории и кроме собственно христианской обязанности исполняли еще целый ряд правовых обязательств по отношению к своим духовным детям. Церковь (приходская, а не с большой буквы) в то время была не только религиозной организацией, но и по совместительству исполняла обязанности современного ЗАГСа.

Иеромонах Лаврентий (Собко)

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.