Вера не оставит нас

14:06, 15 февраля 2021
Как не стать равнодушным к святыне

Переступая впервые порог храма, мы испытывает особенный трепет. Ведь там все не как в обычной жизни: пение, убранство, строй богослужения, одежды священнослужителей. Боишься сделать лишнее движение, сказать слово, чтобы случайно не нарушить сакральную атмосферу. Но проходит время, и чувство трепета постепенно ослабевает, а порой и уходит совсем. Как не утратить благоговение перед святыней, избежать духовного равнодушия? На эти и другие вопросы читателей отвечает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Батюшка, что можно считать святыней?

— Святыня — это, главным образом, предмет особого религиозного почитания. Еще — место. Где, например, произошло чудо или какое-то важное религиозное событие. Кроме того, конечно, храм, как дом Божий, где совершаются таинства. Это ведь тоже святыня. А в храме предметы: иконы, частицы мощей святых угодников, святая вода, просфоры — все то, что для верующего человека дорого. Книга Левит Ветхого Завета рассказывает, как Моисей дает наставления своему брату первосвященнику Аарону и упоминает, что есть великие святыни и просто святыни (Лев 21:22). В Священном Писании можно найти и перечисление тех и других святынь богоизбранного народа. У христиан свои святыни, связанные с именами Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, Божиих угодников.

Верующие люди часто говорят о по­тере благоговения, в основном по причине привыкания к святыне. Что тут можно посоветовать, на что обратить внимание?

— Человек ко всему привыкает. Если первый раз входит в храм с трепетом, то потом постепенно становится спокойнее, привычно молится, совершает поклоны — все, что положено при входе в церковь. Это естественно, и это есть внешнее проявление нашего внутреннего чувства — благоговения. Оно уже не такое горячее, как вначале, но оно живет в глубине сердца. Это и есть настоящее благоговение, не показное. Привыкает человек к святыне? Да. Например, в храме, который он посещает, есть ковчег с частицами мощей — разумеется, никто не сможет испытывать чувство благоговения, если прикладывается к этой святыне едва ли не ежедневно. Как же быть? Контролировать свои эмоции, не допускать равнодушия, той пресловутой «теплохладности», о которой говорит апостол. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…» (Откр 3:15–17). Быть спокойным и уравновешенным, поддерживать огонек веры в сердце. А веру укреплять не только молитвой и постом, хотя это самое главное, но еще и паломничеством, знакомством со святынями других храмов. И еще важный момент: нужно знать, что происходит во время богослужения, что читается, что поется на клиросе, понимать всю символику действий. В этом случае человек не просто стоит в храме, но участвует в богослужении, а это не оставит его равнодушным.

Когда после возгласа «Святая святым» закрываются царские врата, большинство прихожан в это время просто «выключаются» из службы, переходят с места на место, приветствуют друг друга, начинают прикладываться к иконам. Но ведь в этот момент в алтаре происходит священнодействие! Как переломить эту ситуацию?

— Ну, ломать ничего не надо. Да и не получится. А вот объяснять людям самые важные моменты богослужения необходимо. Тот же самый возглас «Святая святым» что означает? Многие ли знают это? Обычно думают, что наступил некоторый перерыв в службе и можно расслабиться. А это не так. Напротив, возглас означает, что сейчас святыня (Тело и Кровь Христовы) будет преподаваться людям, тем, кто готовился к причастию, кто покаялся в своих грехах и ждет без греха причащения Святых Таин — Святая святым! Это он свят, это ему преподнесут святыню. И начинается причащение с духовенства в алтаре. Как же можно в это время бродить и разговаривать? Нам, священникам, нужно с терпением объяснять людям все, что происходит в храме. А тем, кто знаком с правилами, неуклонно их выполнять, показывая пример другим. Глядишь, и без всякой ломки все получится.

Когда еду за рулем автомобиля, ста­раюсь включать записи богослужебных песнопений. При этом часто занята посторонними мыслями, и молитвы звучат больше для общего фона. Не согрешаю ли я против святыни?

— Не берусь судить о степени греха в данном случае, но уверен, что в машине не стоит включать церковные песнопения. По двум причинам. Первая: вы заслушаетесь пением и отвлечетесь от дороги, а это опасно. О второй вы сами говорите: песнопения звучат, а вы о другом думаете. Тогда возникает вопрос: зачем они звучат? За рулем нужно быть внимательным, как справедливо нас учат правила дорожного движения. Всему свое время и место.

Недавно стало модным среди верующих людей обмениваться в мессенджерах иконами, поздравляя друг друга с церковными праздниками. Некоторые иконы ставят на заставку в телефоне. Насколько это уместно?

— Мое личное мнение: это неуместно. Ни поздравление с иконами, ни заставки в смартфонах. Икона не открытка. Перед ней человек совершает молитву. Думаю, что такое тиражирование святых образов приводит в конечном результате к потере благоговения перед святыней. Особенно меня удивляет поздравление заготовленными штампами с использованием икон. Мне кажется, намного дороже получить поздравление с праздником в искренних словах. Конечно, проще взять и переслать готовую картинку, но цена такого поздравления почти что нулевая.

Мой знакомый сейчас отбывает срок в одной из колоний. Там с осужденными проводят духовно-нравственные беседы и занятия по иконописи. Честно говоря, меня сей факт очень смущает, поскольку таким высокодуховным искусством должны заниматься люди воцерковленные, имеющие духовный опыт. Не является ли это занятие профанацией и хулой на Духа Святого? И пойдет ли на пользу самим осужденным, на совести которых серьезные преступления?

— «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю…» (Лк 23:43). Кому сказал Христос эти слова? Всем известно: разбойнику, распятому на кресте рядом с Ним. Первым, кто вошел в рай, оказался бывший преступник. Почему? Потому что искренне раскаялся, приняв сердцем Иисуса как Бога. «И сказал Иисусу: помяни меня, Гос­поди, когда приидешь в Царствие Твое!..» (Лк 23:42).

И все же… То были экстремальные условия. Я согласен с вами: к написанию икон нужно относиться со всей серьезностью, это должны делать люди духовные, без сомнения, живущие по заповедям, исповедующиеся, причащающиеся Святых Таин. В повести Николая Лескова «Запечатленный ангел» рассказывается, как готовились и работали иконописцы. Это пример истинного богоугодного труда в изображении «Первообраза в образе».

Что касается хулы на Духа Святого, едва ли это так. Вполне возможно, что кто-нибудь из заключенных, которых обучают иконописи, обретет веру, а при наличии способностей и желании изменить жизнь — и стезю иконописца. Путь ко Христу никому не заказан. Но все-таки, на мой взгляд, колония не место для таких занятий. Молиться, изучать Священное Писание, основы христианской веры — да. Что-то мастерить своими руками, например, аналои, киоты для церкви — да. Но иконы — нет. Повторюсь, это мое мнение. Возможно другое.

Уже давно не приобретаю иконы, но они все равно копятся: привозят из паломничеств, дарят на богослужениях. Образы некоторых святых уже в нескольких экземплярах. Раздарить? Но у знакомых тоже сформированы домашние иконостасы. Как правильно поступить в отношении «лишних» икон?

— Конечно, иконы никогда не станут «лишними» в прямом смысле этого слова. Но постепенно домашний молитвенный уголок переполняется. Что делать? Согласно установленным правилам, святой образ можно: дарить верующим родственникам, друзьям, знакомым, отдать в церковную лавку, пожертвовать для пользы других людей. Думаю, что лучше всего отнести иконы в церковь. Священнослужители бывают в больницах, домах инвалидов и престарелых, в местах заключения. Там принесенные ими иконы будут, без сомнения, востребованы.

На день рождения мне подарили браслет с ликами святых. Можно ли его носить? Мне кажется, что украшение и святыня — вещи несовместимые.

— Нам следует помнить, что мы получаем помощь от Бога, а не от икон. Иконы же исполняют роль «окна в духовный мир». Иначе, если мы будем придавать силу иконе, а не Богу, мы уподобимся язычникам. К сожалению, не редкость, когда икону, да и нательный крест принимают за некий оберег или амулет. Вот такое же может случиться и с браслетом. Перед иконой мы молимся, а как молиться, глядя на браслет, представить трудно. И получается, что браслету отводится роль аксессуара, украшения или оберега. Для чего надевает его на руку человек? Чтобы непрестанно молиться Богу и всем святым, изображенным на иконках браслета? Сомневаюсь. Также, например, мне непонятно изготовление тарелок, чашек и тому подобного с изображением икон или ремней с текстом 90-го псалма. Если человек молится, читая этот псалом, то, видимо, знает его наизусть, не станет же он читать слова на ремне. Я такого молитвенника еще не встречал. Значит, опять же, функция у такого ремня языческая: его используют как амулет. Это к христианству не имеет отношения. Изготовители, понятно, хотят заработать на такой продукции. И зарабатывают. Но верующий человек вовсе не обязан им в этом помогать.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.