«Виноград сей… его же насади десница Твоя»

16:58, 23 июля 2019
Райский сад. Мозаика. Италия, VI в.

Во всей полноте отражая историю спасения человечества, как она изложена в Священном Писании, икона повествует нам не только о Христе, Пресвятой Богородице, святых, но обо всем окружающем мире. Интерьер и пейзажи, фауна и флора находят здесь свое подобающее место. О «малых и великих» животных на иконах и фресках говорилось в прошлом номере журнала, сегодня обращаемся к миру растений. Как любая деталь иконописного пространства, эти скромные творения помещены в композицию не только «для красоты» — у них есть особый, духовный смысл.

Сады и виноградники

История человека началась не в пустыне, но в саду — райском. Этот «вертоград» насадил Господь — Садовник в созданной Им вселенной. История людских страданий, открывшись в том же саду катастрофой грехопадения, в  конце веков приводит человечество к надежде сада Гефсиманского: среди его дерев Господь молится о том, чтобы чаша страданий миновала, но принимает волю Небесного Отца.

Дело Спасения совершается, и погребение Умершего на Кресте происходит также в саду: на Голгофе, недалеко от места распятия. Недаром плачущая Мария Магдалина, не найдя тела Господа во гробе (погребальной пещере), обратилась к Нему, воскресшему и не узнанному ею, как к виноградарю.

Виноградными лозами — упоминаниями о винограднике и виноградарях обвиты многие страницы Евангелия. Даже первое чудо Христово — это превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской.

Как Господь одновременно Пастырь и жертвенный Агнец, так в одно время Он — и виноградарь, и «лоза истинная», вино которой во время таинства Причастия прелагается для верующих в Кровь Господню. Христиане, вслед за апостолами, — ветви этой лозы, отдельно от Нее не имеющие жизни: «Аз есмь лоза, вы рождие… яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин 15:1). Именно этот смысл евангельского текста отражен в иконе «Спас — лоза истинная».

Те же образы Христос часто использует в притчах: о злых виноградарях, о работниках в винограднике. Все мы, создания Божии, — трудящиеся в вертограде Его, усердные или нерадивые.

«Жучки» на позёме

Утерянный после грехопадения райский сад рассыпался островками-оазисами по иконным горкам, по фресковым и мозаичным полям церковных интерьеров — отдельными травками, деревьями, цветами.

Позём — так называют фон зеленовато-коричневых оттенков в нижней части иконы — это земля под ногами изображенных на образе. Мелкая растительность (разные травки-муравки) предстает в виде разбросанных по позёму замысловатых закорючек, которые у иконописцев называются «жучки». Деревца покрупнее пишутся в виде нарядных, фантастической формы кустов, напоминающих миртовые; на их ветках кое-где можно заметить белые цветочки и даже ягоды.

Кроме названной растительной «мелочи» встречаются экземпляры и более весомые — как по размеру, так и по значимости.

Патриархи библейского сада

Мощное дерево, пьющее корнями почвенную влагу, — например, псаломское «древо, насажденное при источниках вод» (Пс 1:3), — образ праведника, питающегося живительной водой поучений Господних. Величайшее из этих растений — дуб Мамврийский, под которым праотец Авраам принимал Святую Троицу. Дуб — неизменная деталь иконы Троицы, символ древа Жизни, которое Господь посадил в раю.

Упоминаются в Писании и «кедры ливанские» (ели), и кедры обыкновенные, кипарисы, маслины, горчичное дерево, лавр, гранат и многие другие, почти всякий раз служа основой изысканной метафоры: «Я возвысился как кедр Ливанский и как кипарисовое дерево в горах Ермонских» (2 Цар 2:7).

Знамением торжества у евреев издавна считалась пальма. Во время шествий пальмовые ветви было принято бросать под ноги победителя. Именно это мы видим на иконе «Вход Господень в Иерусалим» (Ин 13:13, Мф 21:8).

Проклятие смоковницы. Миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра. Болгария, XIV в.

Проклятие смоковницы. Миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра. Болгария, XIV в.

Смоковница

Не только человек, но и дерево может пойти против воли Создателя и оттого погибнуть. Такова смоковница бесплодная, проклятая Христом и мгновенно иссохшая (Мк 11:12–14).

За смоковницу как будто и обидно, ведь в соседних строках говорится, что было еще не время смоквам. Однако надо знать особенности этого древнейшего из культурных растений. Смоковница (или инжир) обычно плодоносит не менее трех раз за сезон, при этом первые ягоды созревают еще до того, как дерево покроется листьями. Не найдя плодов среди пышной листвы, Господь справедливо счел растение бесплодным.

Смоковница упоминается в Пи­са­­нии множество раз, и в одном случае это дерево все-таки принесло и плоды — послужило спасению человека. Именно на смоковницу забрался богатый мытарь Закхей, малый ростом, когда захотел увидеть за толпой идущего мимо Господа.

Так смоковница предстает в Евангелии символом и бесплодной души, и души, жаждущей встречи с Богом.

Семена и плевелы, терния и волчцы

Господь не только садовник, но и сеятель, бросающий в сердца семена благовестия.

Что вырастет из этой доброй пшеницы — зависит, во-первых, от самого сердца, то есть почвы, куда упадет зерно. Такова притча о  сеятеле (Мф 13:3–8).

Кроме того, достойные плоды растут вместе со зловредными вынужденно — по козням врага рода человеческого. «Господин! Не доброе ли семя сеял Ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» — спрашивают ангелы у Господа в  другой притче (Мф 13:24–30, 36–42). «Враг человек сделал это», — отвечает Он. Внешне плевелы похожи на пшеницу, поэтому до жатвы — конца мира — Господь не разрешает выпалывать сорные травы, чтобы не повредить добрые.

И наконец первоначальная причина: сорняки появились на земле как видимое, материальное выражение грехопадения наших праотцев. Их грехом оказалась проклята вся земля: «Терния и волчцы произрастит она тебе», — слышит Адам от Бога (Быт III, 17–19). Бесплодные, но очень выносливые «плевелы» так же трудно истребляются с любого поля-огорода, как и греховные побуждения из души.

Неопалимая Купина

Так называется терновый куст, горящий и несгорающий, в котором Бог явился пророку Моисею (Исх 3:2). Неопалимая Купина символизирует Деву Богородицу, пребывшую нетленной как после воплощения, так и после рождения от Нее Сына Божия. Но само растение можно видеть только на ранних иконах, более поздние образы представляют библейское событие в виде сложного иносказания. Изображение Богоматери с Младенцем заключено в восьмиконечную звезду, образованную зеленым (цвет листвы) и красным (цвет пламени) четырехугольниками. В лучах звезды и вокруг нее изображены животные — символы четырех евангелистов, связанные с пророчествами о Пресвятой Богородице ветхозаветные сюжеты (в том числе Моисей перед купиной), ангелы и бесплотные силы.

Крины сельные

Нечасто, но появляются на иконах и цветы. Сам Господь указывает на полевые лилии, говоря о Божием Промысле, действующем в жизни каждого человека: «Смотрите крин сельных, како растут, не труждаются, не прядут» (Мф 6:28).

Жизнь этих красивых созданий скоротечна, как и жизнь человеческая: «Человек, яко трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет» (Пс 102:15), — слышим каждый раз на утрене в шестопсалмии. Но в то же время: «Радуйся, крине райского прозябения» — поется в акафисте великому угоднику Божию, святителю Николаю Чудотворцу. Да, «честна пред Господом смерть преподобных Его»: праведников Он бережно, словно любимые цветы, пересаживает с почвы земной в вертоград Небесный.

Текст: Светлана Акимова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.