Восток свыше

20:38, 16 июня 2021
О чем говорят знамения Рождества Христова?

Вчитываясь в евангельское повествование о рождении Спасителя мира, человечество не перестает задаваться множеством вопросов: кем были и откуда пришли волхвы, как они узнали о рождении царя Иудейского, что означают их знание и дары Богомладенцу и, наконец, что же за таинственная звезда привела их в Вифлеем? Попробуем разобраться в этом с помощью толкований святых отцов.

Загадки волхвов

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф 2:1–12). Так апостол Матфей начинает свой рассказ о пришествии для поклонения Богомладенцу Христу восточных мудрецов. Евангелист не называет страну — родину волхвов, лишь указывает на восток. Иус­тин Философ, Епифаний, Тертуллиан полагали, что волхвы явились из Аравии, cвятитель Иоанн Златоуст и Василий Великий — из Персии, а блаженный Августин — из Халдеи. Вероятнее всего, они пришли в Иудею из страны, составлявшей прежде Вавилонское царство, то есть то царство, где евреи находились в плену 70 лет. Некоторые иудеи, как известно, оставались там и после указа царя Кира.

Относительно количества волхвов также определенно сказать нельзя. Считается, что их было трое — по числу принесенных даров (или же по числу лиц Святой Троицы, по числу главных ветвей человечества, произошедших от сыновей Ноя: Сима, Хама, Иафета), — но все это лишь догадки.

Наименование волхвов «царями» толкователь Священного Писания Лопухин считает позднейшим вымыслом, как и их имена: Валтасар, Каспар, Мельхиор, поскольку первое их упоминание встречается только в VII веке. Волхвами в древние времена называли ученых, то есть тех, кто занимался разными науками, которые не отделялись тогда от познания религиозного. Ученые или мудрецы составляли жреческую придворную школу в государствах языческого мира и были знакомы с мудростью и писаниями других народов, в частности, еврейского.

Сокровенные знания волхвов всегда считались уделом особой касты посвященных, тщательно хранились и передавались от учителя к ученику. Предки евангельских волхвов имели возможность узнать от ученых евреев, что они ожидают Избавителя, Великого Царя, который будет обладать всем миром.

Великий пророк Даниил некогда не только имел отношение к вавилонской мудрости, но и был поставлен при царе Навуходоносоре главой жреческой элиты волхвов. Он мог познакомить их с другими, более ранними мессианскими предсказаниями. Например, предсказание о звезде и волхвах можно усмот­реть в словах волхва Валаама: «Вижу Его, но еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит Звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ 24:17). Или пророка Исайи: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою … И приидут народы к свету твоему, а цари — к восходящему над тобою сиянию … все они из Савы приидут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господню» (Ис 60:4–6). Или пророка Давида: «Цари Фарсиса и островов принесут Ему дань, цари Арвии и Савы принесут дары» (Пс 71:10).

Звезда или оптическое явление?

Вопрос о природе явленной муд­рецам востока звезды на небе стал предметом исследований и дискуссий. Практически все авторы дореволюционных пособий по Новому Завету считают своим долгом привести данные астронома Кеплера, заключая, что звезда Мессии была не чем иным, как соединением планет: «Вычисление показало, что в конце 7-го и в начале 6-го года до н. э. (747–748 гг. от основания Рима) происходило подобное соединение планет Юпитера, Сатурна и потом Марса».

Но можно ли подобное явление отождествить со звездой, о которой говорит Евангелие? Все планеты и звезды, в какое бы соотношение они ни приходили между собой, не изменяют направления своего движения с востока на запад. Звезда волхвов, между тем, имела направление движения с севера на юг, от Иерусалима к Вифлеему. «Звезду» от совпадения двух или трех планет можно было наблюдать продолжительное время. Волхвы же говорили: «Мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему» (Мф 2:2). Следовательно, явление звезды было однократным и вскоре прекратилось. Возможно, и во время путешествия волхвы не видели той звезды, которую наблюдали в своей стране.

«Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, вошед в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его» (Мф 2:9–11). Из этого текста следует, что звезда, наблюдаемая волхвами на востоке, а потом исчезнувшая, явилась им вновь. Оттого и «радость весьма великая», ведь они не ожидали ее вторичного появления.

Предположение некоторых новейших экзегетов о том, что наблюдаемая волхвами на востоке звезда была совпадением трех планет, а явившаяся в Иерусалиме — чудесным знамением, то есть другой звездой, противоречит прямому указанию Евангелия: «И се, звезда, которую они видели на востоке». Как же они узнали ее? Не иначе как по явным отличительным признакам. Она не была похожа на прочие обыкновенные звезды. Особенным было ее движение: «она шла перед ними, как наконец пришла и остановилась».

Попытка объяснить движение звезды известным оптическим обманом, когда нам кажется при собственном движении, что луна или звезды движутся вместе с нами, не выдерживает никакой критики. Звезда волхвов остановилась прежде, чем остановились волхвы, иначе они продолжали бы свое путешествие бесконечно. Кроме того, странно полагать, что волхвы, много лет наблюдавшие за небесными светилами, не были бы знакомы с упомянутым оптичес­ким обманом. Но более всего не согласуется с естественным объяснением Евангельской звезды тот факт, что она указала на дом, где находилось Святое Семейство. Ни обычная звезда, ни даже планета сделать это, конечно же, не могут.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что же за нужда была в звезде, когда место (рождения Спасителя) сделалось уже известным (для волхвов)? — Та, чтобы указать и на самого Младенца, ибо иначе нельзя было узнать Его, поелику и дом не был известен, и Его Мать не была славна и знаменита».

Есть мнение, что вторичное явление звезды волхвам в Иеру­са­ли­ме нужно было для укрепления их веры и успокоения, что предпринятое ими путешествие не напрасно. Ведь они рассчитывали, что рождение Царя — событие в народе известное, и найти Его не составит труда, но… ни о каком рождении Царя в Иудеи никто не знал. Это могло повергнуть их в сомнение. Вот почему святитель Иоанн Златоуст полагал, что звезда могла быть «некой умной силой», то есть Ангелом, а другие толкователи видели в ней безличное сверхъестественное явление.

Так это или иначе, но речь идет о чудесном знамении на небе, произошедшем по воле Божией и не имеющем отношения к астрологическим расчетам.

В оправдание ли астрологам?

Нередко возникает вопрос: как волхвы узнали о рождении царя Иудейского с помощью звезды, если астрология — ложь? Не является ли данный евангельский факт подтверждением истинности астрологии?

Отвергая астрологию, Церковь не отрицает возможности явления как истинных, так и ложных знамений на небе. Во время крестной смерти Спасителя, например, померкло солнце, была тьма, тряслась земля. Перед вторым пришествием Христовым, согласно предсказаниям Господа, «будут знамения в солнце и луне и звездах …и ужасные явления и великие знамения с неба» (Лк 21:25).

В Священном Писании астрология всегда ставилась в один ряд с магией, волшебством, чародейством, гаданиями, прямо или косвенно связанными с идолопоклонством, общением с демоническими силами и язычеством. Родиной астрологии, которая изначально была языческим культом обожествления небесных светил и поклонения им, считается Месопотамия. Приверженцы его верили, что судьба каждого человека предопределена и находится в прямой зависимости от положения звезд на небосводе в разные периоды его жизни. Земная действительность всего лишь проекция небесных реалий мира богов. Как видим, даже если речь не идет об идолопоклонстве, это положение совершенно не приемлемо для христианства, одним из основополагающих антропологических принципов которого является свобода человеческой личности и личная ответственность за свои поступки.

Астрология сослужила добрую службу астрономии, как чистой науке, передав ей результаты наблюдений звездного неба и закономерности движения небесных тел. Премудрость Божия часто обращает заблуждение людей к добрым последствиям. Так и астрология, будучи по своей сути ложью, была соделана Богом средством обращения языческих мудрецов к Божественной истине.

Это утверждение становится очевидным при внимательном прочтении евангельского текста. Все, что мы находим в нем, совершенно не укладывается в рамки астрологической концепции. Более того, звезда, которую волхвы увидели на востоке, не может быть признана естественным явлением, то есть светящимся небесным телом, по целому ряду причин, указанных в Евангелии, но представляется исключительно как явление чудесное.

Иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.