Время радости, праздник души

16:23, 27 февраля 2020

Он самый продолжительный из всех многодневных постов: 48 дней предстоит прожить нам в состоянии особой сосредоточенности на своем духовном состоянии.

Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на богослужениях читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Во время Четыредесятницы в среды и пятницы, в четверг пятой седмицы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров; в понедельник, другие вторники и четверги литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон святого Андрея Критского.

Преодолеть искушения во время поста помогут нам и особый круг богослужений, и чтение Священного Писания, и духовный опыт подвижников благочестия. Обратимся к их словам.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное<…>? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному Слову Божию, живут во веки веков «правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим 14:17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле — в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия — везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься, так как «плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут» (1 Кор 15:50), потому что «Царствие Божие несть брашно и питие» (Рим 14:17)».

Митрополит Антоний Сурожский:

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) — это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить.

Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Я еще застал время этого удивительного единодушия, когда на жизнь всего российского общества Великий пост незримо налагал свои спасительные узы и казалось, что все живут одним сердцем, одними чувствованиями. «Днесь весна душам» — говорит Святая Церковь. И первая неделя Великого поста всегда в преддверии весны, когда природа пред глазами всего человечества ежегодно таинственным языком повторяет учение о воскресении мертвых, живописуя его чудом своего оживления, напоминая, что время зимней «смерти» для нее кончается, впереди воскрешение жизни. И в нашем подсознании начинается то же ожидание обновления души и радование о том, что это непременно произойдет. Воскресает природа, но ведь и мы тоже природа, и наши души ждут своей весны — своего воскресения. Так начинается пост — праздник души».

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.