«Все мне позволительно…»

16:05, 22 ноября 2018

Молодым свойственно сомневаться, искать, задаваться вопросами. Жизнь ставит новое поколение перед новыми вызовами, искушениями, соблазнами. Чтобы уверенно смотреть в будущее, надо ответить себе на самые важные вопросы, которые касаются отношения к миру, ближнему и Богу. Мы порой недооцениваем масштабы этих вопросов и оставляем их без ответа и должного внимания. Несколько вопросов от наших молодых читателей мы специально отобрали, чтобы адресовать их клирику храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерею Владимиру Гофману.

Мне 18 лет, я начинаю ходить в храм. Того, что поют и читают на богослужении, не понимаю, как и всего действия, происходящего в храме. Чувствую полную растерянность. С чего мне начать? Для меня Церковь — огромный притягательный мир, но он как будто не впускает меня.

— Пониманию того, что происходит в православном храме во время богослужения, способствует чтение «Закона Божиего». Именно эта книга помогает людям сделать первые шаги в мир православия, который имеет и духовное — не только территориальное измерение и не ограничен храмом. С помощью правильной книги он постепенно обязательно раскроется перед вами. Начать чтение лучше всего с Нового Завета, с Евангелия, сразу же обзаведясь вспомогательной литературой — толкованием евангельских текстов святыми отцами или современными богословами. Не нужно стесняться задавать вопросы церковно­служителям или имеющим опыт прихожанам. А еще пригодится молитвослов, который всегда помогает растерянному человеку «организовать» себя при обращении к Богу.

Моя 17-летняя внучка хочет сделать себе татуировки на руке и ноге. Как ей объяснить, что это грех?

— Действительно, грех. Наверное, вы знаете о таком ветхозаветном запрете, описанном в Книге Левит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев 19:28). Желание сделать тату говорит о том, что человек хочет исказить то, что сотворено Богом, — свое тело, поставив на них свою, а не Божественную печать. Но в современном мире вообще-то мало кто знает об этом однозначном запрете. Татуировки и пирсинг сейчас в моде, особенно у молодежи. На вашем месте было бы, может быть, проще предостеречь юную девушку от такого шага исходя из практических, а не религиозных соображений. Донесите до нее, что татуировка — это на всю жизнь, и с возрастом, когда пропорции тела будут меняться, а кожа — стареть, «наколка» сильно ее обезобразит. А сведение тату — это миф. Пусть почитает об этом.

От себя же, как человека верующего, добавьте, что нательные рисунки были отличительным знаком язычников и варварских племен. Татуировки имели для них сакральное значение, служили амулетом, тотемом и защитным оберегом от злых духов. Христиане к телу человека относились по-другому. Они считали его храмом Святого Духа, и значит, никому не позволено его осквернять. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 19:20). У христиан не запрещено носить красивую одежду и украшения, но изменять тело — значит бросать вызов Господу, который сотворил людей по Своему образу и подобию. Если ваша внучка воспитана в религиозных традициях, она поймет и примет эти аргументы.

Я киноман, люблю знакомиться с новинками киноиндустрии. Мама часто меня уличает в том, что верующему человеку не следует смотреть все подряд.

— Если человек смотрит все подряд, это означает, что у него отсутствует художественный вкус. И воля тоже. Что же тогда оградит душу от мусора? «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12); все мне позволительно, но не все назидает…» (1 Кор 10:23). Так писал жителям Коринфа святой апостол Павел. Что это значит? Что любому человеку, обладающему богодарованной свободой, все можно, в том числе смотреть фильмы. Но полезно ли? Вы сами назвали себя киноманом, значит, осознаете, что находитесь во власти некой мании — страсти, сильной дурной привычки. А со страстями, как известно, христианин призван бороться. И побеждать их.

Я очень хочу создать крепкую православную семью. Но в моем близком окружении нет верующих. Можно для выбора своей второй половины использовать сайты знакомств?

— Почему бы и нет? Сейчас сайты знакомств популярны и достаточно эффективны. Понятно, что такие сайты очень разные, и обращаются к ним с разными целями. Но мы говорим о создании православной семьи, а это значит, что к выбору ресурса надо отнестись со всей серьезностью. Есть, например, сайт «Азбука верности» — раздел православного интернет-портала «Азбука веры». Он и создан с целью помочь людям, живущим духовной жизнью, найти друг друга, в результате создать семью. Православная служба знакомств «Азбука веры» открыта и для тех, кто пока еще не может назвать себя православным христианином, но, может быть, станет им.

Меня смущает популярность и уверенность интернет-проектов, которые сегодня в ю-тубе делают некие «проповедники» из вчерашних атеистов, язычников, хипстеров, которые в двери Церкви сами постучались «два дня назад». Со свойственной им развязностью сидят, беседуя с уважаемыми пастырями, представителями Церкви… Еще вчера они снимали растлевающие молодежь видеоролики, а сегодня вещают о православии и о том, как быть христианином в XXI веке. Как к этому относиться?

— Проще всего сказать: не смотреть. Разве мало на интернет-площадках зарекомендовавших себя пастырей Православной Церкви? Но это, мне кажется, было бы огульным подходом. Нельзя же всех под одну гребенку! Кем был апостол Павел до своего обращения? «Вы слышали,пишет он сам, — о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал 1:13–14). Что бы мы сказали на месте его современников, слушающих его проповеди? Что он был фарисеем и гонителем христиан, значит, его слушать нельзя? Нет, они были мудрее нас, видимо. И слушали, и шли за ним, и Церкви организовывались там, где апостол Христов Павел, бывший ее враг, проходил с миссионерской проповедью. Вот и нам следует не смущаться прошлым тех или иных людей, а подходить к оценке их слов и дел трезво, с вниманием, через призму христианского учения. И выбирать, кого слушать, а кого нет, судя по плодам их проповеди: приносит она пользу душе или отталкивает от Христа и Церкви.

Почему, на ваш взгляд, рост числа приходящих в храмы не приводит к нравственному оздоровлению общества?

— Вопрос спорный. Во-первых, «рост числа приходящих в храмы» вызывает сомнение. Во-вторых, нравственное оздоровление общества, на мой взгляд, все же медленно, но происходит. И в этом, можно сказать с уверенностью, есть заслуга и Православной Церкви. Что касается воцерковления молодежи, то я бы сказал, что доступность вероисповедания не лучший стимул роста религиозного самосознания. Иногда запреты очень даже способствуют этому росту. В 1990‑е годы в Церковь молодежь и интеллигенция хлынула, как лавина. Но постепенно эйфория улеглась, в храмах остались только те, кто всерьез принял Христа как своего Спасителя. И сейчас сюда приходят в большинстве своем уже не из праздного любопытства, а по зову сердца. Количест­венный подход в Церкви вообще, на мой взгляд, неуместен. Можно посещать службы, «вычитывать» молитвы, но не иметь любви и, значит, быть далеко от Христа. Да и Сам Спаситель называл Своих последователей «малым стадом». «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк 12:32). Но за это малое стадо Христос пролил Свою кровь!

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.