Вся полнота трезвости

12:29, 9 апреля 2021
Православный взгляд на борьбу с пагубными пристрастиями

В Нижегородской епархии стартовал лекторий, посвященный профилактике алкоголизма. Проект реализуют Нагорное благочиние и общественная организация «Трезвение». Приглашенные эксперты в онлайн-режиме освещают проблемы зависимостей: алкоголизма, курения, наркомании, азартных игр. Первое занятие состоялось 30 марта. О трезвости с позиции православной веры рассказал настоятель Михаило-Архангельского храма города Талдом Московской области протоиерей Илия Шугаев.

Разбираясь в понятиях

В 2014 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял концепцию по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. Отец Илия обратил внимание слушателей на важность формулировки названия документа.

— Обычно слово «трезвость» у большинства ассоциируется с антиалкогольной пропагандой. И если главное утверждение пропаганды — «пить плохо», то формулировка «утверждение трезвости» несет в себе посыл, что трезвым быть хорошо, — разграничил понятия докладчик. — Беседовать надо не о потерях, а о приобретениях.

Пропаганда, разговор о вреде пагубного пристрастия — способ малоэффективный, считает эксперт. Необходимо утверждение трезвости — подход, при котором человеку рассказывают, какой может быть его жизнь, если он будет вес­ти здоровый образ, к чему он должен стремиться.

Следующее утверждение: трезвость нужно рассматривать с позиций христиан­ских добродетелей. Если человек не подвергает свой организм воздействию одурманивающих веществ, это еще не значит, что он находится в состоянии трезвости. Он может предаваться другим страстям, грешить в помыслах.

— Добродетель — общечеловеческая ценность. Стяжать ее должны не только люди, имеющие зависимость или давшие обет трезвости, — подчеркнул отец Илия.

На телесном уровне трезвость подразумевает отсутствие опьянения, на душевном — трезвомыслие. Ум зависимого человека изобретает оправдания для подобного образа жизни, мышление подстраивается под вредную привычку.

— Пример отсутствия трезвомыслия — еретик. Человек настолько увлечен собственной идеей, что грешит против истины. Он читает Священное Писание, но для себя фиксирует только те цитаты, которые укладываются в его схему, — пояснил докладчик.

На самом высшем, духовном уровне возникает понятие «трезвение», когда человек совершает духовный труд, очищая душу и сохраняя ее в чистоте. Учение о трезвении является частью христианской культуры.

Защитить сердце от «воров»

Преподобный Исихий, пресвитер Иеру­салимский, в своем трактате «О трезвении и молитве» описывает способы достижения добродетели: «Трезвение есть твердое водружение помысла ума и стояние его у двери сердца; так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели, слышит, что говорят и что делают эти губители и какой демоны начертывают и установляют образ, покушаясь, увлекши чрез него в мечтания ум, обольстить его. Коли будем люботрудно проходить такое действование, то оно, если хотим, очень основательно и внятно, на опыте покажет искусство мысленной брани и доставит опытность в ней».

Трезвость подразумевает бод­рое состояние духа, активное желание совершать добрые поступки, воздержание от страстей.

— Наше приходское общество трезвости выиграло грант, благодаря которому мы привлекли специалистов, которые исследовали, как сейчас воспринимают само понятие «трезвость», — рассказывает протоиерей Илия Шугаев. — Оказалось, что в наше время трезвость не является общепризнанной ценностью. Люди мыслят так: трезвость нужна кому-то, но не мне. Наша задача — вернуть трезвость в число понятий, значимых для каждого человека.

По словам священника, при подготовке социальной рекламы основной ее посыл заключался в том, что трезвость является неотьемлемой частью комплекса человеческих ценностей, фундаментальной основой личности. Притом что в настоящее время ее воспринимают как понятие радикальное. Человек, который заявляет о полном отказе от алкоголя, становится белой вороной, а его декларация воспринимается как чудачество. Он либо болен, либо алкоголик, которому нельзя, — таково восприятие большинства. Но есть обратная сторона: самым назидательным примером для людей является отказ от алкоголя, в том числе через принятие обета трезвости, со стороны тех, кто не страдал от алкогольной зависимости.

— Когда наше подрастающее поколение будет видеть в своем окружении людей, выбирающих трезвость, я уверен, они будут следовать их примеру, — убежден отец Илия. — У нас при храме есть клуб для подростков. Как-то я рассказывал о нашем клубе трезвости, и пятеро подростков захотели дать обет трезвости на всю жизнь. Я объяснил, что на всю жизнь обет можно дать только по достижении 18‑летнего возраста, а им можно только на четыре года. И трое из них действительно взяли потом обет на всю жизнь.

Лекции в онлайн-режиме будут проходить по вторникам в 18:30. Подробности можно узнать по телефону +7 951 917–45–78. Всего состоится шесть занятий. Лекции прочтут опытные врачи и священнослужители.

К здоровому досугу

Экскурсия по Нижегородскому кремлю 28 марта состоялась по инициативе клуба трезвости Нагорного благочиния. На познавательную прогулку отправились участники клуба трезвения, а экскурсоводом был руководитель объединения Максим Старостин.

За два с половиной часа 24 члена клуба с семьями посетили площадь Минина и Пожарского, кремль и храмы, расположенные на его территории. Ведущий рассказал об истории центра Нижнего Новгорода и его святынях.

Экскурсии и паломнические поездки — одно из направлений профилактической работы клуба трезвения, который начал работать в ноябре 2020 года по инициа­тиве прихожан Нагорного благочиния. Своей целью клуб ставит достижение трезвенного образа жизни и отказ от пагубных зависимостей, в первую очередь от алкоголя и табака.

Подобные группы, как в Нагорном благочинии, есть и в других церковных округах. Их объединяет нижегородская общественная организация «Трезвение». Активис­ты трезвеннического движения ведут постоянную работу, оказывая помощь зависимым и их родственникам. Регулярно проводятся образовательные программы и мероприятия.

Так, 12 марта добровольцы «Трезвения» при участии представителей Молитовского и Балахнинского благочиний организовали в семейном центре «Ковчег» семинар на тему «Зависимость — семейная болезнь. 12 шагов выздоровления». Перед собравшимися выступила клинический психолог, консультант по химической зависимости Валентина Новикова. Семинар с участием врачей и священников собрал клириков Нижегородской епархии, более 130 слушателей, вызвав большой интерес. Лектор подробно рассказала о сути химической зависимости, основных принципах работы с зависимыми, ответила на многие волнующие вопросы.

Винопитие и законодательная традиция Церкви

Злоупотребление алкогольными напитками признано «одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств». Это отражено в концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. Возрождение в общественном сознании отношения к трезвости как нравственной ценности становится долгом Церкви.

В документе сформулировано отношение Церкви к алкоголизму как «тяжкому душевному заболеванию, сопровождающемуся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой».

Церковь, не запрещая употребление, всегда утверждала пользу воздержания. Примером абсолютной трезвости являлись святые отцы, которые призывали к этой добродетели всю паству. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение винопитием, при этом запрещает пьянство.

В современной концепции по утверждению трезвости определены три направления работы. Первое имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности. Второе охватывает работу с лицами, систематически употребляющими алкоголь, и включает в себя их просвещение, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи. Третье подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости…

С 2014 года Священный Синод возобновил существовавшую некогда традицию ежегодно в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи отмечать День трезвости. Как отметил по случаю Дня трезвости в прошлом году Святейший Патриарх Кирилл, люди нередко совершают непоправимые поступки под влиянием алкоголя, разрушая порой не только свою жизнь, но и жизни окружающих. Сегодня многие, осознавая пагубность различного рода зависимостей, обращаются за помощью в церковные организации, которых уже более 600. При этом важнейшим условием, помогающим преодолеть инерцию греха, является изменение мировоззрения.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.