Зачем мы так страдаем?

19:45, 15 августа 2017

Неисчерпаемая тема страданий только в обывательском сознании носит исключительно эмоциональный оттенок. Верующему же человеку свойственно осознавать смысл постигающих нас бедствий, то есть укрепляться в некоем логическом рассуждении, которое не просто формирует взгляды, но и определяет действенную жизненную позицию. За поддержкой в этом прихожане нередко обращаются к священнику.

Я инвалид, и жизнь моя тяжела. Как мне успокоиться и быть смиренным в этой жизни?

— Очень непросто достичь спокойствия и смирения, особенно если кажется, что вокруг все такие счастливые и удачливые, а моя жизнь не удалась. Но что невозможно человеку, возможно Богу (Мф 19:26). Старайтесь молиться и просить у Господа смирения и покоя, не пуская в сердце зависть, ревность, злость. «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:8). Но для того, чтобы отворили, нужно еще и осознать смысл Промысла Божия о каждом из нас, зачем и для чего дается нам личный крест и как его следует нести в жизни, всем сердцем почувствовать слова Спасителя: «Возьми крест свой и следуй за Мною…» (Мф 16:24).

Одно из главных условий на пути к смирению — умение прощать, не видеть и соринки в глазу у брата своего, а в своем глазу видеть даже самую малую соринку (Мф 7:1–5). И еще никого и никогда не осуждать, надеясь, что Господь Сам всем воздаст в свое время по заслугам; лучше помолиться за того человека, в котором видишь какие-то недостатки. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф 6:14). Осознав все это, мы, надеюсь, сумеем соотнести тяготы земной жизни с вечностью, и тогда станут ясны и понятны нам слова Христа: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф 11:30). Все это очень и очень трудно, потому что требуется изменение не только внешнего поведения, но и мировоззрения человека.

Нередко мы с подругой расходимся во мнениях по поводу происхождения различных несчастий. Вот, скажем, катастрофы, болезни или пьянство, наркомания и все другие беды, которые поразили наш народ, — что это? Неужели их посылает Господь? Я с этим не согласна, но убедить подругу не могу, потому и обращаюсь к вам за помощью.

— В споре с подругой правда на вашей стороне. Хотя ответ все-таки неоднозначен. Из догматики христианской Церкви известно, что Господь благ, Он желает всем людям спастись и «в познание истины приити». Святой апостол Иоанн Богослов сказал: «Бог есть любовь» (1 Ин 4:16). А если Он — Любовь, то разве может любящий причинять боль любимому? Но из мировой истории нам известны случаи, когда Бог именно наказывал как отдельного человека, так и целые народы за определенные беззакония (египетские казни, Содом и Гоморра, Вавилонское столпотворение, завоевание Земли обетованной Иисусом Навином и др.). Заметьте прежде при этом, что Бог-ревнитель выступает более часто во времена Ветхого Завета, а в новозаветные времена Он — Бог-Отец, полный любви и милосердия, если и наказывающий своих неразумных детей, то исключительно для их вразумления.

Действительно, для чего родители ставят свое любимое чадо в угол? Чтобы ему плохо стало? Нет, разумеется. Они все так же любят его, хотя и отшлепали за проступок, но наказали-то для вразумления, чтобы никогда так больше не поступал. История человечества — это история его заблуждения и последующих попыток Всевышнего спасти его. По всей Библии проходит красной нитью идея спасения падшего человека. Так что же, мы сами во всем виноваты? Да, сами. «По упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 1:3–6).

Много читаю, ищу Бога в душе, хотел бы верить и доверять Ему во всем. Но: зачем Он создал мир, в котором зло, страдание, хула на Него? Ведь Он не мог не предвидеть, чем все это закончится…

— На эту тему написаны тома богословских книг, с наиболее доступными из них вы можете ознакомиться в любой православной библиотеке. Даже в Законе Божием для школ, конечно, в адаптированном для детей виде, содержится ответ на этот вопрос. Постараюсь ответить на него как можно короче. Бог не сотворил, да и не мог сотворить зла и страданий в мире, потому что «Бог есть любовь» (1 Ин 4:16). И еще: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1:5). Но Он дал человеку, как и ангелам, великий дар — свободу. Древо познания добра и зла и заповедь о невкушении его плодов в раю и дано-то было для укрепления воли первых людей. Предупреждение: если нарушите заповедь, то «смертью умрете» — имеет двоякое значение: смертью телесной и духовной. Но мы знаем из Писания, что «Бог смерти не сотворил». Значит, здесь еще одно предупреждение: если нарушите эту единственную заповедь, которая для вашей же пользы и дана, — в мир придет смерть, изменится ваша природа и природа всего мира. Не понял, к несчастью, первозданный Адам предупреждения, потому что не имел опыта жизни без Бога. Что произошло дальше, ясно говорит апостол Павел: «…одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5:12). Жизнь без Бога, боязнь смерти повлекли за собой зло, пороки, как результат — страдания. Почему же Господь не захотел этого предотвратить, думаю, вы уже поняли. Ведь тогда Он лишил бы человека дара свободы выбора между добром и злом. Христос Своей Жертвой дает нам возможность вернуться к первозданному состоянию, но уже имеющими опыт жизни без Бога, а значит, научившимися любить Его и выполнять заповеди. Вот так мудро устроил Господь этот мир.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.