«Здесь завершается католический Запад и начинается православный Восток»

16:55, 13 сентября 2019

Этим летом гостем студии радио «Образ» стал известный священник из Республики Беларусь протоиерей Феодор Повный. Осенью прошлого года в Минске была освящена величественная святыня, возведению которой батюшка посвятил четверть века, — храм в честь Всех святых. Об этом храме и жизни православной Белоруссии отец Феодор рассказал в беседе с Анас­тасией Ивановой.

— Храм, над которым вы трудились так долго, уникальный. Расскажите об этой святыне, получившей необычный статус храма-памятника.

— Наш храм построен в честь всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Он посвящен памяти всех воинов, защищавших территории, где жили предки белорусов и где сейчас живут белорусы. Это также памятник павшим на полях сражений за веру и Отечество всех войн последнего тысячелетия, начиная от Крещения Руси. Но этот факт отнюдь не делает наш храм узконациональным, он не претензия белорусского народа на самость. Наоборот. В крипте храма-памятника собирается земля с полей сражений, братских могил, с мест невинной гибели людей, привезенная из памятных мест России, Белоруссии, Украины, многих стран Западной и Восточной Европы, где воевали наши воины. Собранная земля свидетельствует о том, что ни одна победа не была бы возможна без единства с другими народами. Здесь особенно видно, насколько русские и белорусы близки друг другу и по духу, и по устремлениям, и по исторической памяти. Земля хранится в стеклянных капсулах, специальных ониксовых нишах. Пространство крипта организовано в квадрат, в центре которого горит неугасимая лампада. Икона Воскресения Хрис­това выражает нашу веру в бессмертие душ и подвигов павших. Молитва — залог их вечной памяти. А сама крипта (подалтарная часть) посвящена всем святым, как напоминание о том, что среди павших, замученных, убиенных множество непрославленных и неизвестных имен, не получивших свои венцы святости. Молясь всем святым, мы просим их защитить наш мир от войн, напастей, сохранить нас в вере наших предков.

Закладной камень Всехсвятского храма освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в июне 1991 года, а строи­тельство началось только в 1996 году. История возведения церкви насчитывает четверть века, это удивительным образом совпадает с историей возникновения суверенитета Республики Беларусь. А еще в далекие 1990‑е годы при моем посещении острова Залит на Псковщине протоиерей Николай Гурьянов, известный всем проповедник и духовник, сказал об этом храме-памятнике, что когда он будет освящен, то станет новой духовной осью в православии. Хочется верить, что эти слова сбудутся.

— 25 лет строительства, выросло целое поколение жителей Белоруссии. Что изменилось после освящения храма?

— 14 октября 2018 года на Покров Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое освящение храма в честь Всех святых. Храм-памятник обрел свою завершенность, свою духовную концептуальную цельность. Литургическая жизнь в храме началась, как только был освящен первый престол бокового придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в декабре 2010 года. В 2015 году к нему прибавился второй придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Кроме того, начиная с 2006 года, службы проходили во временном деревянном храме в честь святой Живоначальной Троицы. Крипта храма начала свою дея­тельность со 2 июля 2010 года, когда в ней были торжественно захоронены останки воинов трех войн: Отечественной войны 1812 года, Первой и Второй мировых войн. На сегодняшний момент продолжается деятельность по собиранию земли с памятных для белорусов уголков воинской славы и созданию музея в крипте храма-памятника.

— Сегодня завершен большой этап в вашей жизни. Расскажите, пожалуйста, чем живет еще один крупный социальный проект, который, как мне кажется, известен именно как ваш проект, — «Дом милосердия»?

— «Дом милосердия» — неофициальное название социально-реабилитационного центра Всехсвятского прихода. Это на то время действительно был крупнейший новый социальный проект Белорусской Церкви и даже, не побоюсь сказать, Русской Православной Церкви, поскольку мы находимся в ее каноническом поле. И до сих пор ничего похожего на него не появилось. Родом он из Лейпцига, где я служил несколько лет. Я мог сравнить отношение к ветеранам в стране побежденных и в стране победителей, и оно было не в пользу последних. Мне стало обидно в лихие 1990‑е за наших ветеранов-победителей, так возник этот проект.

Республика Беларусь до сих пор сохраняет социальную направленность своей внутренней политики. Поэтому наш центр не стремится оказывать помощь вслепую или создавать конкуренцию государству. Если неправильно выстроить эту помощь, то она порождает тунеядство, безделие, а иногда и просто безответственность. Центр оказывает помощь точечно, конкретным людям, преимущественно тем, кто все свои силы отдал Церкви, государству, но государственные социальные службы по каким-то причинам не могут решить их проблемы. У нас есть соглашения с соцслужбами города и республики, которые подбирают пациен­тов для Дома милосердия. Они могут пройти у нас обследование, укрепить, поддержать свое здоровье. Церковь стала нести в общество мысль о человеке как духовной личности и продвигать идею духовных первопричин всех наших материальных проблем и метаний.

— Какой вы можете назвать реальную духовную ситуацию в Белоруссии?

— Я хочу подчеркнуть тот факт, что Конституция Республики Беларусь не отделяет Церковь от государства. Сотрудничество в социальной и культурной сферах закреплено официальным соглашением еще в 2003 году. Кроме того, в республике действует закон о свободе совести и вероисповедания, где православие названо исторической религией, формирующей самосознание нации. По-прежнему в Белоруссии большинство верующих исповедуют православие, около восьми-десяти процентов от всего населения. Столь высокий авторитет Церкви связан с именем митрополита Минского и Слуцкого Филарета, почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси, Героя Беларуси, который остается духовным лидером белорусского народа и по сей день. И такую народную любовь владыка снискал благодаря масштабу своей личности, нелицемерной вере и преданности Господу, своей высокой человеческой культуре. Владыка свой для белорусов, потому что он чутко понял специфику белорусского менталитета. Он всем сердцем принял этот простой, крестьянский в большинстве своем народ.

Будучи уроженцем Ярославля, выходцем из дворянского купеческого рода, владыка Филарет уберег людей от сект и эзотерики. При нем восстанавливались и строились новые храмы, возрождались духовные школы, начали действовать просветительские миссио­нерские центры, молодежные группы, развиваться социальная деятельность Церкви. Благодаря его личному авторитету государство стало доверять Церкви, прислушиваться к ее голосу. И сейчас, когда владыка на покое, нам важно не опустить заданную им высокую планку и не потерять доверие народа.

— Какие места православному паломнику вы посоветуете посетить обязательно?

— Беларусь на самом деле не уникальна, но у нее есть своя специфика. Проезжая через малые города, вы во многих из них на одной площади увидите и православный храм, и католический костел. Вы увидите, как отличается живопись древней белорусской иконы от привычных русских школ, но почувствуете, что и по белорусской земле ступает Господь и любит ее Пресвятая Богородица. Минская, Жировичская, Барколабовская, Белыничская, Ченстоховская, Холмская, Леснинская, Крупецкая, Пружанская, Юровичская и еще много других чтимых икон Пресвятой Богородицы получили свое название по местам своего прославления — белорусским городам и селам. Самая известная из них — икона Божией Матери «Жировичская». В следующем, 2020 году в Жировичском Свято-Успенском монастыре будут проходить торжества по случаю 550‑летия явления этого богородичного образа и 500‑летия основания обители, единственной на постсоветском пространстве, которая никогда не закрывалась.

Всем нам известен Полоцкий монастырь, самый древний не только в Белоруссии. В нем — церковь XII века преподобной Ефросинии Полоцкой, построенная святой княжной. В церкви сохранились фрески того времени с потрясающей цветовой гаммой. В обители почивают мощи святой Ефросинии, ее крест, святыня и духовный символ нашей страны.

Туровская епархия знаменита полесским деревянным зодчеством, а также каменными крестами, вырастающими из земли. Эту епархию в XII веке возглавлял святитель Кирилл Туровский, славянский златоуст, его слова вошли в сокровищницу древнерусской литературы.

Следует понимать, что православие на территории Белоруссии развивалось не поступательно, как это было в центральной России. Это место, где сегодня завершается католический Запад и начинается православный Восток, и во времена Брестской унии православные на нашей земле угнетались. Свидетелями той эпохи является святой преподобномученик Афанасий Брестский, он был убит за активное противодействие унии. Частица его мощей хранится в Симеоновском соборе города Бреста. Также хранительницей православия в слуцких землях была княжна София Юрьевна Олелькович, в замужестве Радзивилл. Ее муж принадлежал к могущественному магнатскому роду, представители которого не были православными. Однако праведная София Слуцкая сохранила веру, ее мощи покоятся в кафедральном Свято-Духовом соборе Минска, там же еще одна святыня — Минская икона Божией Матери. На территории Минщины, совсем неподалеку от города, — могилка преподобной Валентины Минской, почти нашей современницы, а в Гомеле в Петропавловском соборе хранятся мощи преподобной матушки Манефы Гомельской, святой, которую мы знали при ее жизни, которая бывала в доме моих родителей в Гомеле.

Версия для печати Марины Дружковой

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.