Преподобный Кирилл, в миру Косма, был сыном благородных и богатых москвичей, получил хорошее воспитание. Оставшись в детстве сиротой, он жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе князя Димитрия Донского.
За тихий нрав и добрую жизнь боярин любил Косму и поручил ему присмотр за хозяйством. Юноше открывалось блистательное поприще светской службы, но он стремился к подвижничеству. Косма был уверен в несогласии Тимофея с его желаниями и тайно молился Господу.
И вот пришел в дом боярина преподобный Стефан Махрищский, прибывший в Москву по делам обители. Косма открыл ему душу свою. И преподобный Стефан, провидя в юноше будущего подвижника, уговорил боярина отпустить Косму.
Косма раздал все свое имущество нищим, после чего игумен Стефан привел его в обитель Симоновскую, только что основанную на новом месте архимандритом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского.
Св. Феодор с радостью принял Косму, облек его в иноческий образ с именем Кирилл и поручил его подвижнику Михаилу, впоследствии епископу Смоленскому. Михаил вел воздержанную жизнь. Кирилл был у него в повиновении и следовал его примеру.
Своими поступками блаженный Кирилл снискал уважение и любовь братии. И даже преподобный Сергий Радонежский, бывая в Симоновом монастыре, сперва приходил к нему и подолгу говорил о пользе душевной.
Видя, что он приобретает много почтения в глазах других, Кирилл притворился юродивым. Стал глумиться, смеяться, буйствовать. Братия смутилась. Архимандрит налагал на него епитимию: пост и воздержание, чтобы вкушать только хлеб и воду, а Кирилл только и хотел за епитимией скрыть свое желание поститься строже. По прошествии же епитимии вновь творил юродство и вновь принимал епитимию. И так было до тех пор, пока не разгадали его умысел.
Работал Кирилл в хлебне и в поварне и испытывал от работы великое умиление. Даже испытав келейное безмолвие при переписывании книги, не почувствовал он такого умиления, как от обычных трудов своих. Пробыв в таком служении девять лет, был рукоположен в священники и выполнял свои обязанности со смирением, на работах подчиняясь и тем, кто был ниже его чином.
Когда же архимандрит Феодор избран был в архиерейский сан на престол Ростовской архиепископии, преподобный Кирилл занял его место. Трудился усердно, осознавая свое высокое положение и ответственность. Стали приходить к нему за советом и бояре, и князья. Он же мечтал о безмолвии. Потому оставил сан свой, ушел в прежнюю келлию, затворился в ней и безмолствовал.
Пришлось избрать нового архимандрита, который, видя, как к Кириллу приходят люди, стал завидовать. Узнав о том, Кирилл предпочел уйти из обители и поселился в монастыре Рождества Богородицы, мечтая о пустынном жительстве. Душа преподобного Кирилла устремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения.
Однажды ночью, читая, как всегда, акафист пред иконой Божией Матери Одигитрией, он услышал голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место». Вместе с тем заблистал свет, и из оконца Кирилл увидел на дальнем севере озаренное место. Услышав от друга своего Ферапонта, какова страна Белозерская, он с той же иконой Богоматери отправился на Белоозеро в сопровождении друга.
В Белозерской стороне, тогда глухой и малолюдной, долго ходили странники и взошли на высокую гору Мауру. Подошву ее омывают волны озера Сиверского. Леса, луга, воды соединились здесь на огромном пространстве и образовали одно из прекраснейших мест России.
Здесь преподобный Кирилл увидел то место, которое в видении назначено было для его пребывания. Сойдя с горы на площадку, окруженную лесом, поставил он крест, а вблизи его пустынники выкопали землянку. Преподобный Ферапонт спустя год удалился в другое место, где основал обитель, названную его именем, а преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии.
Множество напастей напускал дьявол на Кирилла, но молитвами Пресвятой Богородицы спасал Господь святого Своего. Со временем стали приходить к Кириллу люди — кто за советом, а кто и с просьбой поселиться рядом с ним.
Не хотел отшельник расставаться с безмолвной жизнью своей, но, упрашиваемый многими, в том числе и братиями, пришедшими к нему из Симонова монастыря, согласился. И выросла на месте том обитель. Господь и Пресвятая Богородица охраняли ее от козней дьявольских, помогая Кириллу и остальной братии.
Вскоре построена была церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой Кирилл все умножал свои добродетели. Свято хранил он устав монастырский. Умиления была полна душа его. Голодных он кормил, грешным душам помощь спасительную оказывал.
Когда в обители Кирилловой умножилось число братий, преподобный дал для нее устав общежития и освящал его примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать и никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству.
Весьма строго заповедал преподобный, чтобы ни при нем, ни после него хмельных напитков не только не пили, но и не держали в обители. Из трапезы каждый молча шел в свою келлию, не заходя к другому. Никто не смел получать ни писем, ни подарков, помимо преподобного — к нему приносили нераспечатанные письма; без его благословения и не писали писем.
Деньги хранились в монастырской казне, и ни у кого не было никакой собственности, даже пить воду ходили в трапезу. В келлии же ничего не держали, кроме икон и книг, и она никогда не запиралась. Иноки старались один перед другим являться как можно раньше к службе Божией и на монастырские работы, подвизаясь не для людей, а для Господа.
Многочисленны чудеса, сотворенные преподобным Кириллом. Он избавлял от различных недугов, исцелял от слепоты, бесплодия; однажды даже воскресил брата, умершего без причащения Святых Таин, чтобы тот смог отойти ко Господу с чистым сердцем. Многократно упоминается о том, как умножалась пища, которой у насельников часто было мало. Однако же они и в голод кормили всех приходящих к ним. Был также случай, когда по молитве святого Кирилла ниоткуда появилось вино, которое нужно было для Таинства Евхаристии.
Когда же преподобный Кирилл почувствовал, что настал час ему перейти от жизни временной к миру горнему, призвал братию — а всего тогда было их пятьдесят три человека — и завещал им хранить устав общежительный. Дал им напутствие, поставил игуменом Иннокентия, человека добродетельного, и, причастившись Божественных Таин, предал Богу душу 9/22 июня, в день памяти тезоименитого себе святого Кирилла Александрийского, в понедельник Святой Троицы, после воскресенья Пятидесятницы.
Прожил преподобный девяносто лет, из них тридцать — в пустыне Белозерской. И, как в дни жизни своей помощь всякую и исцеления оказывал нуждающимся, так и по отшествии своем ко Господу продолжает помогать просящим у него.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.