7 июля исполняется ровно год со дня выхода в радиоэфир первого выпуска православного канала «Преображение».
За это время редакцией канала подготовлено 260 пятидесятиминутных программ. Всего с учетом трансляции на волнах проводного радио и FM-диапазона (ОРР) в эфир вышло 780 выпусков.
Еженедельно на вопросы слушателей отвечает протоиерей отец Игорь Пчелинцев, а также священник отец Николай Игошев. Все замечания и предложения слушателей по возможности учитываются в работе канала.
Ежедневно по контактному телефону редакция получает 5-6 звонков от слушателей канала с вопросами, предложениями и замечаниями по форме и содержанию программ. На наш электронный почтовый ящик так же приходят вопросы радиослушателей. Надеемся, что нижеизложенный статья «Духовность» священника Николая Игошева, настоятеля прихода церквей в честь Смоленской и Владимирской икон Божией Матери, поможет многим пользователям нашего сайта стать ближе к пониманию духовной жизни.
Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Все они – философы, психологи, педагоги, социологи пытались и пытаются по-своему сформулировать подходы к пониманию этого вопроса. С точки зрения разума – это их право. Пусть их философские искания приведут к истинному пониманию, что такое истина и ложь, в чем смысл человеческой жизни. Хотелось бы Вам предложить рассмотреть вопрос с точки зрения реальной жизни. Ведь многие, дискутируя между собой, ссылаются на отечественную или зарубежную научную литературу. Напрашивается вопрос к научным работникам: “Где плоды ваших теоретических разработок? Где люди, воплотившие ваши принципы в жизни? Вы в своей семье апробировали свой подход?” А иначе зачем все это – наука ради науки? А ведь немало людей из числа этих ученых, которые не смогли создать и сделать счастливой свою семью, а то и вообще покончили жизнь самоубийством.
Православная же Церковь, говоря о духовности, конкретно определяет это понятие, показывает практическую значимость и дает формы и методы, которые приводят человека к высшему духовному состоянию. Плоды Православной Вселенской Единой Святой и Апостольской Церкви – святитель Николай Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский преподобный Серафим Саровский и многие-многие другие. Вот это сила духа: тела нетленны, души реально помогают живым, просящим о помощи. Даже иноверцы и атеисты, попавшие в страшную ситуацию и в последней надежде обратившиеся к Небу, свидетельствуют о небесном заступничестве святого Николая Чудотворца. Живший в лесу, преподобный Сергий Радонежский (не депутат, не министр) духовностью своею сплотил Русь, погрязшую в междоусобицах, да так, что русский народ смог скинуть татаро-монгольское иго. Это примеры воплощения в жизнь православного понимания духовности.
А начать представляется необходимым с определения базовых духовно-нравственных понятий, чего, к сожалению, некоторые не любят (или не могут). Очень кратко. Культура – внешнее выражение внутренней жизни человека или общества. Слово “культура” в переводе с латинского означает возделывание, обрабатывание, развитие — из дикого материала путем отсеивания, отсечения ненужного, вывести красивое, гармоничное, надежное и полезное для жизни. Культура делится на материальную и духовную. Духовная составляющая, определяющая направленность культуры, представлена философией, искусством и религией.
Причем религия является нравственным и мировоззренческим стержнем культуры. Именно религия дала человечеству основы морали правовых отношений, формировала нравственные и эстетические идеалы, была источником вдохновения, активно влияла на ход истории, определяла весь образ жизни, отношения в семье, в государстве, в быту. Разрушение религии как стержня традиционной культуры ведет к гибели цивилизаций и народов, а во вселенском плане – к апокалипсису. И поэтому традиционно понятием “духовность” обозначалось все относящееся к человеческому духу, Богу, Церкви, православной вере (см.Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля).
В Библии сказано: “Бог есть Дух.” И духовность или культурность (от слова “культ”!) человека веками определялась тем, как он стремится воплотить в жизнь евангельские идеалы добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сосрадания. “Врачу исцелися сам” (Лука 4, 23 ), т.е. прежде чем учить других – начни с себя. “Нет больше той любви, кто душу свою положит за друзей своих” (Иоанн 15,13). Вот такое «культивирование» – исправляй свои недостатки, будь строг к себе, а к ближайшему милостив и потрудись для его блага. Сравните, как сейчас написано в городской комплексной целевой программе развития семейного воспитания “В интересах ребенка” под эгидой администрации г.Н.Новгорода”, городского департамента образования в разделе “Концептуальные основы. Принципы». В пункте 1: «Идея первичности личности (!) по отношению к обществу». И ссылка дается на культовых ученых: А.Маслоу, Д.Грин, К.Роджерс. Традиционные любовь и самопожертвование заменяются западной психологией самоутверждения. Понятно становится, что характер духовности человека определяется той высшей целью, которую он ставит перед собой в жизни. Для бездуховного целью является искание славы, богатства, наслаждений. Тогда все, что мешает этому является для него злом. А мешать может разум, совесть, люди и … Сам Бог.
Высоконравственный человек не может этим довольствоваться. Он выбирает какую-то свою цель – в науке, искусстве, философии и стремится к ней. Ради правды в своем понимании и совести он готов пожертвовать своим благополучием, самой жизнью. Однако эти оценки, отражают внешние поступки очень мало, а то и вовсе не касаются внутреннего состояния человека. Мы говорим о безупречном поведении, а человек может таить гнев, обиду, может лукавить и т.д. То есть счастливым его не назовешь. Вершиной же развития человеческой души является ее духовный уровень, перед которым даже нравственность оказывается вторичной, подчиненной.
О том, что такое духовность апостол Павел писал: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать”.
Нравственность оценивается по нашим поступкам, а духовность – по внутренним, невидимым движениям души, по степени ее чистоты от всякой внутренней грязи, прежде всего, от гордыни и славолюбия, которые порождают целый букет страстей: лукавство, зависть, неприязнь, ненависть, похоть, тщеславие и т.д. Очевидно, духовный не может быть безнравственным. Однако при безупречной нравственности можно быть бездуховным человеком, и в таком случае, естественно, нравственность теряет свою значимость.