«Слава в вышних Богу, в Вифлееме слышу от безплотных днесь, на земли мир благоволившему быти. Возсия бо Свет омрачeнным, и смирeнныя возвыси ангельски поющия: слава в вышних Богу».
Из стихиры на литии службы праздника Рождества Христова
Возлюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини! Дорогие братья и сестры! Благочестивая паства Нижегородская!
В сей пресветлый и торжественный день великого праздника Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа приветствую вас словами Ангела, обращенными к вифлеемским пастухам в Рождественскую ночь: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк. 2; 10-11).
Веками, тысячелетиями ждал род человеческий искупления от рабства греха и смерти. Грехопадение прародителей затворило для всех смертных райские двери, но никогда в людях не прекращалось упование на всемогущество и милосердие Божие. Они верили, что придут времена и исполнится обетованное: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7; 14, Мф. 14; 23).
Древние пророки возвещали появление Спасителя, Того, Кто явит высочайший Свет среди невыносимой тьмы, «Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1; 9). В Воплощении Господа нашего Иисуса Христа их слова и ожидания исполнились, ибо Единородный Сын Божий при-мирил мир с Собою, дав новую жизнь всем желающим принять ее.
Богомладенец Христос-Спаситель родился в Вифлеемской пещере в тихую Рождественскую ночь. Рождество Его стало великой и неподвластной человеческому разуму тайной: Бог явился во плоти, чтобы обожить естество падшего человека и возвратить ему утраченный рай.
Во Христе мир вновь обрел надежду на долгожданное спасение от вечной погибели, довлеющей над родом человеческим. Таинство Боговоплощения разрушило непреодолимую для человека стену грехопадения, разделявшую небо и землю, и упразднило преграду между Богом и человеком.
Воспоминание священного события Рождества Христова вселяет и в наши израненые души радость и надежду на обретение долгожданного мира, возвещенного Ангелами при Рождении Спасителя.
Современный человек, соблазняясь окружающими его нестроениями и бедствиями, говорит: «Где же обещанная радость, где возвещенный мир, где благоволение в людях?»
Но не сами ли мы воспринимаем существующие соблазны, не сами ли мы забываем Христа и открываем свое сердце злу, позволяя тьме загораживать от нас Божественный Свет?
А подлинный мир возможен только во Христе, мир, растворенный правдой Божией и радостью о Святом Духе. Христианин же должен быть всегда непримирим к проявлениям зла, в каком бы обманчивом и привлекательном образе оно ни являлось.
Два тысячелетия прошло с величайшего события истории — Пришествия в мир Спасителя. И все это время человечество вновь и вновь обретает Христа, то отходя от него, то снова возвращаясь на спасительный путь послушания Божественной воле.
Путь этот очень труден: вся история Церкви Божией есть история мученичества и подвижничества во имя Христово, как явленного всему миру, так и сокровенного, о коем Один лишь Господь ведает.
И если мученичество во все времена было уделом избранных, то к подвижничеству и миссионерству деятельному сегодня призван буквально каждый православный человек: свидетельствовать спасительную истину Христову не только достойным примером устроения своей собственной жизни, но и своим вкладом в устроение общественное, в возрождение и созидание исторической славы нашего общего земного дома — Отечества Российского.
Возвращаясь в первые дни наступившего лета Благости Божией к событиям года минувшего, мы благодарим Господа за Его великую милость к нам, нижегородцам.
В мае вместе со всеми жителями нашей страны и соотечественниками, живущими за ее пределами, мы торжественно отметили 60-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–45 годов.
В своих молитвах мы благодарили Спасителя за избавление Отечества от фашистской чумы и просили вечного упокоения всем, отдавшим жизни за возможность будущим поколениям мирно жить и трудиться.
В ноябре древний Нижний Новгород принимал Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В новый государственный праздник — День народного единства, который по церковному календарю пришелся на празднование дня Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх возглавил торжества, посвященные великому подвигу Минина и Пожарского.
Четыре столетия назад они соединили все здоровые силы тогдашнего гражданского общества и промыслом Божиим отстояли родное Отечество от иноземных захватчиков. Близ Нижегородского кремля в память об ополченцах Предстоятель Русской Православной Церкви заложил церковь в честь Казанской иконы Божией Матери и освятил храм Рождества Иоанна Предтечи, построенный на месте, откуда наш великий земляк Кузьма Минин обращался к согражданам с призывом встать на защиту столицы.
В дни своего пребывания в Нижнем Новгороде Святейший Патриарх посетил многие храмы и обители, выразив удовлетворение продолжающимся благоустроением церковной жизни в Нижегородской епархии и развитием добрых конструктивных отношений между епархией, структурами государственной власти и обществом.
Наступивший 2006 год для Нижегородской епархии — это год 300-летия основания одной из сокровищниц духовного опыта Святой Руси — Свято-Успенской Саровской Пустыни, где проходили земные подвиги преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского.
Наше заветное чаяние — восстановление в Церкви монашеского делания по примеру и образцу прежней обители, давшей миру великих святых, помогающих нам своими молитвами у Престола Божия стяжать мирный дух, без которого нет спасения. Да поможет нам в этом Всемогущий Бог!
Возрождение духовной жизни — это не только восстановление разрушенных храмов и монастырей. Не менее важная задача — возрождение душ человеческих.
Современный человек стал слишком чуток и внимателен к своим бедам и несчастьям, но глух и слеп к бедам и скорбям своего ближнего. Миллионы сирот, десятки тысяч обездоленных, ненужных современному жестокому миру — это вызов времени православным христианам, которые, будучи солью земли, должны явно и самоотверженно выполнять свое христианское предназначение деятельной любви в служении ближнему.
«А предназначение это, — по словам Святейшего Патриарха Алексия, — заключается в том, чтобы в этом земном мире, временном и грешном, свидетельствовать о мире небесном и вечном, о Христе Спасителе, Которому мы служим всеми нашими слабыми силами, и о бессмертии стремящейся ко спасению человеческой души».
Жизнь во Христе, к которой мы призваны, — это источник покоя, силы духа и всепрощения, это неописуемая радость в Боге, согревающая душу животворящим пламенем Святого Духа, открывающая душе ведение Бога и радость пребывания в Нем.
Так пусть наши сердца постоянно стремятся к Спасителю, чтобы мир Божий жил в нас, чтобы благая воля и взаимная братская любовь украшали нашу жизнь как в наступившем новолетии благости Божией, так и на всем жизненном пути, дабы быть нам в общении со своим Господом в бесконечные веки.
И да сольются голоса наши со вселенским песнопением Ангелов, торжествующих в ночь Святого Рождества и во все времена по Рождестве Христовом даже до скончания мира:
«СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ, И НА ЗЕМЛИ МИР, В ЧЕЛОВЕЦЕХ БЛАГОВОЛЕНИЕ!»
Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий
Нижний Новгород
Рождество Христово
2006 год