За сколько продаются Нижегородские СМИ.
Сегодня, когда в России вновь строятся и возрождаются церкви, нижегородцы стали свидетелями такого дикого кощунства, как разрушение храма.
Солнечным утром 3 марта 2005 года рабочие начали разбирать крышу здания церкви в честь Державной иконы Божией Матери, расположенной на ул. Бр. Игнатьевых, что на границе Советского и Приокского районов города. Место, на котором сейчас расположена приходская церковь, было отведено под застройку московской финансовой корпорации «Социальная инициатива», и теперь именно здесь должен быть установлен башенный кран.
Этот приход ведет свою историю с 1998 года, когда по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, кадровых военнослужащих, среди которых были покойный митрополит Николай, генерал-лейтенант Л. Павлов, генерал-лейтенант Б. Максин, генерал-лейтенант И. Ефремов, генерал-лейтенант В. Потапов, генерал-майор В. Харалгин, генерал-майор В. Иванов, многие другие нижегородцы, было положено основание будущему величественному храму в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы. В том же 1998 году приходу было предоставлено помещение бывшей столовой, которое надлежащим, каноническим образом было переоборудовано для совершения богослужений, в том числе Божественной литургии. Жители близлежащих микрорайонов в течение 7 лет ходили в этот храм, молились Богу и верили, что в скором времени место бывшей столовой займет новая церковь, где будут возноситься ко Господу молитвы о богохранимом воинстве Российском. Но их надеждам, видимо, не суждено было сбыться. Указанное место приглянулось «Социальной инициативе».
Нижегородский филиал этой компании быстро договорился с Московским военным округом и развернул строительство, полностью проигнорировав чаяния жителей Нижнего Новгорода, то есть тех, о чьем благе так «печется» корпорация. В течение долгого времени между нижегородскими представителями компании и епархией шли переговоры, так и не увенчавшиеся успехом. Единственное предложение, сделанное «СИ» — построить крохотную часовню на территории комплекса. Компания поставила себе в заслугу «оплату половины стоимости эскизного проекта часовни» — что составило всего несколько десятков тысяч рублей. Отметим, что, по официальной статистике, наличие рядом стоящего храма увеличивает продажную цену квартиры на добрый десяток процентов, так что корпорация, в случае строительства часовни, с лихвой окупила бы эти весьма небольшие затраты.
Удивительно, что корпорация, созданная бывшими военными, да еще и декларирующая принцип заботы о социально незащищенных слоях населения, позволяет себе столь некорректные методы по отношению и к этим самым слоям населения, и к Русской Православной Церкви. В нижегородских газетах развернута настоящая война. «Аргументы и факты», «Нижегородские Новости», до сих пор не замеченные в оппозиции Церкви, вдруг, как по команде, разразились злобными материалами, где лбами сталкиваются потенциальные клиенты «Социальной инициативы», претендующие на жилье и Нижегородская епархия. Два пассажа: «Пример «коллективного эгоизма». Лишь бы мне было хорошо, а до других дела нет», — это о прихожанах, в большинстве своем матерях и женах ветеранов Великой Отечественной, Афганской, Чеченской войн («АиФ», №9, 2005 г.). И второй: «Так называемая «инициативная группа»… Магазинчик по продаже душеспасительных товаров» — это уже «Нижегородские Новости» (№38 от 4.03.2005) о прихожанах и о храме. У этих статей одна цель — рассказав, что, якобы, по причине строительства храма ветераны не получат квартир, посеять вражду и злобу и выжить с указанного места православный приход. «АиФ» хотя бы честно опубликовали статью с указанием «коммерческая информация» (не сребрениками ли оплачено?), в то время как «Нижегородские Новости» не стали прямо связывать себя с заказчиком статьи. Удивительно, что такой спорный материал еще и подписала дежурный редактор «Новостей» Мария Федотова. Это что, позиция редакции???
Напомним, что в последние месяцы в Нижнем Новгороде широко обсуждается другая общественно значимая проблема: предполагаемое возведение нового торгового центра в исторической зоне неподалеку от Кремля, на месте, где в XVII веке была построена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь поругана историческая справедливость: если площадь перед национальной святыней — восстанавливающейся церковью Иоанна Предтечи, по определению профессора кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяны Виноградовой, – «нижегородская Красная площадь», то как относиться к тому, что место, где стоял храм, воздвигнутый в память о народном ополчении 1612 года, будет отдано под торговлю и увеселения?! Парадоксально, но в год, когда страна собирается в первый раз в новейшей истории отмечать как государственный праздник освобождение Первопрестольной нижегородцами в 1612 году, на месте церкви, посвященной подвигу ополченцев, строится торжище, а строительство жилого квартала, еще и начатое с нарушениями стандартов Госкомэкологии, ну никак невозможно без сноса православного храма.
Думается, что проблема намного глубже, чем материальные иски, претензии и споры. Не пора ли определиться с координатами и векторами развития нашей страны, с отношением к собственной истории?
Противники духовного развития России решительно отказывают Церкви в праве быть ведущей силой в современном гражданском обществе, повторяя как заклинание: «У нас Церковь отделена от государства». Конечно, Церковь не тождественна государству, но отделять ее от общества преступно. Церковность личности не является признаком ее негражданственности. Такие часто употребляемые заклинания порождают опасную неопределенность в умах современников. Вот плоды: с одной стороны — всенародные торжества в Дивееве, с другой — в Арсенале Нижегородского Кремля проходят кощунственные выставки Центра современного искусства. Забвение же собственной истории, без сомнения, приведет к тому, что будущие поколения всерьез будут считать американцев главными освободителями Европы от фашизма, и в то же время вряд ли назовут, например, дату Сталинградской битвы.
Каждый народ имеет свою историю, в которой раскрываются его надежды, его любовь и вера. История — это не только имена и даты, это — самосознание народа. Каково у народа отношение к истории, таково его сознание и его мораль. Если на месте кладбищ разбивать парки, а на месте храмов строить увеселительные заведения, стоит ли говорить о величии страны, о ее духовном возрождении?!
Православные нижегородцы — не чужие на этой древней земле. Мы осознаем, что именно нам, жителям России XXI века надлежит каяться за преступления отцов и дедов, сбрасывавших во имя «светлого завтра» и колокола с колоколен, и «Пушкина с корабля современности». Нам и возрождать Великую Россию. И если относиться варварски к вере народа — его единственной опоре, то этому возрождению не бывать. На месте разрушенного храма останется песок, а дом, построенный на этом песке — не устоит!
Протоиерей Игорь Пчелинцев,
пресс-секретарь управляющего Нижегородской епархией
священник Андрей Милкин,
помощник — начальник протокола управляющего Нижегородской епархией
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.