Митрополит Павел, подобно своему предместнику митрополиту Филарету, родился в пределах нижегородских (вероятно, в городе Курмыше, принадлежавшем тогда к Нижегородской епархии). Как строгий блюститель христианских правил и уставов, он в сане иеромонаха взят был митрополитом Филаретом в Дом Архиерейский и определен казначеем. При этой должности иеромонах Павел оставался до 1686 года. Во все время управления Домом Архиерейским Павел, верный своему званию, пользовался полным доверием митрополита Филарета, облегчая, сколько было можно, труды его. Умом своим и благочестивой жизнью он стал известен не только в Нижегородской епархии, но и самому Патриарху, к которому ездил вместе с митрополитом Филаретом.
В 1686 году митрополит Филарет, как сообщается в настольной грамоте, данной от Патриарха Иоакима новому митрополиту Павлу, «старостию объяся и немощию склонен зело, того ради молив нашу мерность, просительным же писанием извещав, яко Архиерейскаго престола содержати, и паствы Епархии тоя управляти, носити же попечений и суждений народных невозмогает, абие волею оный престол оставив и правление, изволил бяше обитати до дне смерти своея, в молчании и безмятежестве, тоя Епархии во обители Пресвятыя и Живоначальныя Троицы в Желтоводском монастыре». Твердое намерение митрополита Филарета не могло не обратить внимания царей и Патриарха на оставшуюся без пастыря нижегородскую паству, у каждого еще было в памяти состояние епархии, требовавшее над ней личного надзора со стороны архиерея. После прекращения стрелецких бунтов раскольники, разбежавшиеся по лесам России, во множестве поселились в Нижегородской области, в лесах керженских за рекой Волгой. Здесь укоренились последователи поповщины и диаконовщины; около селений Павлово, Богородское, Мурашкино увеличилось число поморцев и даже особенно опасных изуверов морельщиков. Для отвращения такого зла свой, местный архипастырь в Нижнем Новгороде был необходим.
«Сущая тамо (в Нижегородской епархии) Церковь остася вдовствуя, неимеющи свойственнаго пастыря и люд пасущий тамо руководительства никоего же стяжавает, о сем мерность наша презельне потщавшися, да не похитит тая паства коим злаго плевелосеятельства вредом, и пороку блазнему подпадет, кроме пастыри с благочестивейшими Великими Государи и Великими Князи Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, советовахом, еже да устроится той Церкви Пастырь, всяким совершенством и полностию воли живаго Бога тую возбуждающ, соблюдающ же от злобственна вреда и совершающ люд, Господу приятный». По такому определению выбор пал на казначея нижегородского Архиерейского Дома иеромонаха Павла, как достойного по уму и особенно по благочестию. Это избрание «благочестивейшаго мужа на дело служения правильно и законно» совершено было Патриархом Иоакимом, его Местоблюстителем митрополитом Адрианом и «всеми присутствующими в царствующем граде Архиереи». Они, вызвав из Нижнего в Москву иеромонаха Павла, рукоположили его в сан митрополита и дали особенную настольную грамоту, хранившуюся впоследствии в ризнице Кафедрального собора. Рукоположение Павла совершено было 7 марта, а грамота, данная ему, утверждена 12 июня 1686 года.
Управление Павлом Нижегородской митрополией продолжалось 10 лет 6 месяцев и 17 дней. В последний год его правления Нижний Новгород впервые посетил Петр Великий (с 16 до 23 мая 1695 года он жил в Нижнем близ реки Почайны). Это было во время Азовского похода Петра. Преобразователь России плыл тогда со своими полками вниз по течению Оки и Волги. Выехав из Рязани 6 мая, он через 10 дней прибыл в Нижний Новгород со всей свитой, состоявшей из бояр и духовных. Торжественно встречали и провожали 23-летнего царя митрополит Павел со стольниками и воеводами и всеми гражданами города.
Из церквей нижегородских при митрополите Павле построена и освящена была церковь Казанская «за рядом у речки Почайны» (1685 год), а кафедральный Спасо-Преображенский собор весь был расписан внутри (1692 год).
Из распоряжений митрополита, между прочим, известна наказная грамота в Макарьево-Желтоводский монастырь (9 июня 1687 года) о сборе с монастырских крестьян, вступающих в брак, венечных пошлин и пенных денег «за беззаконное прижитие младенцев». Эта грамота, утвержденная подписью казначея, старца Стефана Лебедева, помещена была в числе актов, позже собранных Археографической экспедицией. Деньги, различно взыскиваемые по этой грамоте, привозили вместе с записными книгами «в Нижний, в Архиерейский казенный приказ, по вся мясоеды».
Как благочестивый пастырь, митрополит Павел был послан, по указу Патриарха Иоакима, в Рязань, для погребения соименного ему Павла (Моравского), митрополита Рязанского и Муромского, скончавшегося 5 сентября 1686 года. Погребение совершал Нижегородский митрополит в Рязанском Архангельском соборе, с архимандритами, игуменами и прочим духовенством, в присутствии многочисленного собрания граждан.
В октябре 1694 года он же совершал погребение над своим предместником и благодетелем, митрополитом Филаретом, в Нижегородском Спасо-Преображенском кафедральном соборе.
Заботясь о монастырях и пустынножителях, митрополит Павел находил средства к безбедному содержанию обителей. За два года до своей кончины Павел дал указ игумену Оранского монастыря Никифору «о построении часовни в Нижнем Новгороде на Нижнем посаде, против церкви Иоанна Предтечи, к пищей избе». Вместе с Оранским пользовался благоволением митрополита и Островоезерский монастырь. 4 марта 1682 года Павел дал грамоту на построение в Островоезерском монастыре теплой церкви в честь преподобного Михаила Малеина. 31 августа 1688 года тому же монастырю дал другую грамоту на построение каменных церквей вместо деревянных, из которых одна около того времени сгорела.
Дожив до глубокой старости, митрополит Павел тихо и мирно окончил благочестивую жизнь свою, с большою скорбью для паствы, лишившейся в нем истинно доброго пастыря. Скончался он 26 сентября 1696 года. При погребении его, по приказанию Патриарха, был нижегородский уроженец Тихон, митрополит Сарский и Подонский, впоследствии управлявший Казанской епархией. Прибыв в Нижний Новгород, Тихон 8 октября освящал построенный им над гробом своих родителей Нижегородский Благовещенский собор, на месте прежней церкви Святого Димитрия Солунского. А 13 октября он со всем нижегородским духовенством торжественно отпевал усопшего митрополита Павла в Нижегородском кафедральном соборе. (В 1834 году при перенесении княжеских и архиерейских гробниц в обновленный кафедральный собор очевидцы отмечали, что и спустя 130 лет сохранился в целости гроб митрополита Павла, украшавшего жизнь свою примерным благочестием).
Нижегородцы помнили о благочестивой и святой жизни Преосвященного Павла, совершая панихиды над его гробницей. (Гробница митрополита Павла находилась в Спасо-Преображенском соборе до его разорения и осквернения святынь в советскую эпоху, в 1929 году. — Прим. Ред.). На гробнице митрополита Павла имелась следующая надпись.
Всяк человек живяй отзде умирает,
Бог бо предел и меру жизни полагает.
Волею Бога в мир рожденный и великий Господин наш бысть митрополит преосвященный Павел Нижегородский и Алаторский мирно скончался мироздания 7205 лета отъиде в вечные кровы, оставя сей свет месяца Сентембрия 26 дни во 2 часу в последней четверти, пасе Церковь Нижегородской митрополии 10 лет и месяц 3 дней 19; погребен месяца Октобрия 13 дня преосвященнейшим Тихоном, митрополитом Сарским.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.