Епископ Моисей родился 20 октября 1770 года в Московской епархии, Дмитровском уезде, в селе Тешилово. При крещении наречен Михаилом. Отец его Илья Иванов, сельский священник, имел много детей. Таким образом, Моисей, по собственному его признанию, «рожден и воспитан был в бедном состоянии». Отцу помогали многие окрестные помещики, особенно из прихожан князь Павел Петрович Щербатов и Марья Павловна Нарышкина; о них, благодетелях, с чувством искренней благодарности вспоминал Моисей всю свою жизнь. Обучившись грамоте, Михаил с малых лет обращал на себя особое внимание своими дарованиями. 10-летним поступил в духовное Дмитровское училище, где получил фамилию Близнецов (он имел близнеца-брата, ставшего впоследствии священником в Москве). После Дмитровского училища Близнецов продолжил обучение в Сергиеволаврской семинарии. Свой острый от природы ум и прочие дарования развивал он под руководством мудрого митрополита Платона (Левшина). Блестящие успехи Михаила в семинарских науках радовали отца и наставников. Его громкий голос, помимо чтения и пения, выразительно звучал в речах и проповедях. Семинарский курс Близнецов окончил в числе первых студентов. Как отличный воспитанник Платона, содержавшийся на его иждивении, Михаил получил вторую фамилию, по имени митрополита, ревностного покровителя наук. Близнецов-Платонов отличался также большим прилежанием. По окончании курса он был оставлен учителем греческого языка в Лаврской семинарии. Вскоре, по архипастырскому совету Платона и своему собственному желанию, Михаил был пострижен в монашество и наречен Моисеем, в 20 лет от роду, 14 августа 1790 года. В новом звании Моисей с еще большей ревностью «углублялся в познании истин откровенных и естественных». Успехи его в занятиях были необыкновенные. Особенно Моисей отличался на диспутах в сочинении и произнесении речей на русском, греческом, латинском и французском языках. Греческий язык преподавал он только до монашества, а по пострижении вскоре поручено ему преподавать философию. В 1795 году он был учителем философии и префектом Лаврской семинарии (в течение пяти лет), и затем соборным иеромонахом.
В 1799 году переведен, также префектом, в Московскую академию. В Москве он посвящен был в сан архимандрита Московского Богоявленского монастыря.
В 1804 году архимандрит Моисей из префектов определен ректором Московской академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.
В должности ректора Моисей внес изменения в прежние методы преподавания наук в управляемой им академии. С честью преподавал он богословие, стал известен многим сановникам. За труды в мудром управлении академией награжден орденом св. Анны 2-й степени; в 1808 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. Способности Моисея к проповеди слова Божиего обратили на него внимание начальства.
23 марта 1808 года 38-летний архимандрит Моисей был избран и определен на епископское место в Пензенскую епархию. Присутствовавший при посвящении император Александр I пожаловал новопосвященному епископу архиерейскую парчовую ризницу.
В Пензенской епархии своим умом, трудами и обращением с паствой Моисей заслужил к себе искреннюю любовь и уважение. Здесь 12 декабря 1808 года Моисей награжден орденом св. Анны 1-й степени. Несмотря на краткое время правления (три года), он немало сделал для просвещения епархии, особенно в духовном образовании юношества. В этом благом деле помогал ему ректор семинарии, также воспитанник митрополита Платона, архимандрит Аарон (Нарциссов): из обучавшихся в семинарии при них вышло впоследствии много достойных пастырей для Церкви и Отечества.
В 1811 году, в связи с кончиной архиепископа Вениамина (Краснопевкова) открылось праздное место в Нижегородской епархии. Через два месяца сюда определен Моисей, о переведении которого 28 мая 1811 года написано было государем императором Александром I: «Нижегородским Епископом всемилостивейше повелеваем быть Моисею, Епископу Пензенскому, выдав ему на проезд и обзаведение дома 1000 рублей из сумм, на Духовный Департамент назначенных».
23 июля 1811 года Моисей прибыл в Нижний Новгород. По совершении в Спасо-Преображенском кафедральном соборе первой своей литургии он, с чувством смирения перед величием знаменитого града России, произнес слово к новой пастве «Нижняго Новгорода, толико известнаго и по древности, и по знаменитости, и по отношениям гражданственным, и по заслугам к отечеству, и по доблестям веры и добродетели».
В продолжение 13-летнего своего управления Нижегородской епархией Моисей отличился всегда памятными, сильными и воздействующими на паству проповедями: часто беседовал он с кафедры во время праздников, обращаясь со словами наставления и утешения.
Памятен в летописях нашего отечества 1812 год. 25 июня 1812 года Моисей, воодушевленный патриотизмом, обратился ко всем соотечественникам в Макарьевском Желтоводском монастыре, во время бывшей подле него ярмарки, среди многочисленного стечения народа. Указывая на величие России, он убеждал к новому ополчению: «Принесите жертву достояний ваших и вы, пришедшие для купли, дражайшие гости наши от иных стран и областей Российских, и чрез сию куплю всеобщую искупите во первых благоденствие вашего отечества, требующаго вашея помощи скорыя; искупите ценою крови вашея, ежели сие нужно будет».
Замечательное слово произнес Моисей и в 1823 году, при освящении Крестовоздвиженского женского монастыря. Эта обитель, ведущая свою историю еще от древнейшего Зачатьевского монастыря под кремлевским холмом, после 200-летнего существования на берегу Волги была перенесена, по распоряжению самого Преосвященного, на более спокойное и безопасное место (ведь гора над рекой имела слабый грунт, часто случались оползни). Древняя обитель заново возводилась на тихой окраине Нижнего Новгорода, рядом с кладбищенской Казанской церковью, близ Арзамасского тракта (ныне — около современной пл. Лядова. — Прим. Ред.). На новом месте монастырь устраивался стараниями также игуменьи Дорофеи Новиковой (урожденной Мартыновой). В октябре 1815 года игуменья и сестры поселились в новой обители, где епископ Моисей освятил больничную церковь в честь Богоматери Скорбящих Радости. 17 августа 1823 года он освящал соборный Крестовоздвиженский храм со всеми монастырскими зданиями. С чувством благоговения к избранному им и освященному месту указывал в своем поучении, что «здесь, в сем новонасажденном винограде Христовом, где в безмолвии труждаяся, делающе своими руками, наши Марфы и Марии, облеченныя и прикровенныя смиренным образом иночества, пекутся о мнозе службе, для безбеднаго жития своего, приседят вкупе, и в молениях при ногу Иисуса, слышаще слово Его, — здесь освящается храм сей, яко Синай и яко Сион, в жилище Того, Коего престол небо и подножие земля, Коему и небо небесе не довлеют». (Крестовоздвиженский монастырь имел впоследствии славную и трагическую историю. В его храмах сберегались и почитались древние святыни, в его стенах побывало много великих людей, его посещали высочайшие особы — в частности, из царственного Дома Романовых. В 1919 году и на все последующие богоборческие советские времена обитель была закрыта: монахини изгнаны, святыни, а также монастырский склеп и кладбище осквернены и разорены, а сам монастырь переименован в 1927 году в «военный городок им. Ворошилова». Однако это было лишь начало трагедии знаменитой российской обители в XX столетии… Ныне восстанавливается и открыт для православных Крестовоздвиженский собор. — Прим. Ред.).
В 1818 году, при епископе Моисее, в Нижний Новгород была переведена знаменитая Макарьевская ярмарка; на открытии ее также звучала краткая и сильная речь архиерея.
Но сочинениями различных слов и речей, конечно, не ограничивалась деятельность Моисея. Он занимался многими науками, составлял риторику для духовных семинарий, записки по каноническому праву, неисходный календарь, толкование на литургию Василия Великого для катехизических бесед. За ревность к ученым занятиям он был избран почетным членом Московского общества истории и древностей российских. К сожалению, ни одно из его сочинений не вышло в свет из-за преждевременной его смерти.
Особенно заботился Преосвященный о том, чтобы из духовных воспитанников образовать достойных служителей Церкви. Метод прежнего семинарского преподавания ему не нравился и казался недостаточным. Он написал новую программу преподавания наук, по методу, который считал самым удобным для русского духовенства. (Этого метода неизменно держались в Нижегородской семинарии до ее преобразования в 1818 году). В 1821 году заботливый архипастырь открыл сразу два духовных училища: одно приходское, в Арзамасском Спасском монастыре, «на счет собранной от доброхотных дателей суммы», а другое уездное, «с бурсою», в Нижегородском Печерском монастыре. Епископ часто посещал Нижегородскую семинарию, поощряя лучших наставников. Всегда с радостью и удовольствием смотрел он на тех духовных питомцев, которые отличились дарованиями, успехами и честным поведением.
Преосвященный Моисей не оставлял без внимания и внешнего устройства семинарии. Увы, при нем семинария дважды терпела пожар. После первого пожара, в 1818 году, погоревшие здания были возобновлены. После второго, в 1823 году, когда сгорел сам корпус семинарский, Моисей решил просить средств на постройку нового корпуса. По его представлению была составлена смета, утвержденная в 1825 году. Самой постройки семинарского корпуса Преосвященный уже не увидел, скончавшись в начале 1825 года. Не успел он совершить и постройки кафедрального Спасо-Преображенского собора (взамен прежнего, обветшавшего), о котором много заботился, собирая пожертвования на возведение нового здания храма.
Среди паствы и своих современников Моисей оставил о себе добрую и долгую память и как благотворитель. По чувству сострадания он не оставлял без архипастырского внимания решений о той или иной помощи сиротам, вдовам, бедным из духовного звания.
Запомнился Преосвященный Моисей и своей приверженностью к правде: «Строгое исполнение своих обязанностей он предпочитал родству, дружбе и даже собственной славе. Будучи уверен, что пастырь добрый должен думать не о том, что об нем говорят другие, но о том, чем обязан своей должности, он нередко пренебрегал требования других, когда видел, что они противны или правде, или человеколюбию; не уважал даже общаго мнения, когда оное находил в совести своей несогласным со строгим соблюдением истины. Многие, не знавшие природнаго характера его сердца, почитали сие самолюбием и даже обидою для себя, между тем как сие происходило или от его милосердия, или от любви к правде. Вообще, он был снисходителен ко всем низшим себя. Ежели кого огорчал, то старался вскоре загладить сие огорчение. Если же его оскорбляли, то живо чувствовал негодование, но не надолго: солнце не заходило во гневе его. Слабости подчиненных прощал столько, сколько требовало того человеколюбие и долг врученной ему власти».
Внешне Преосвященный Моисей отличался крепостью, привлекательной наружностью и громким выразительным голосом. О нем говорили, без преувеличения, что в великом теле его заключалась и великая душа. Быт епископа был довольно строг. Вообще, он чужд был всякой прихоти и изнеженности.
Но, несмотря на крепость своих сил, Моисей обдумывал намерение удалиться со временем на покой. Ему хотелось окончить дни своей жизни в уединении. Для этого Преосвященный предполагал устроить в родном ему селе Тешилово скит, по примеру устроенной его благодетелем, митрополитом Платоном, Вифанской обители. Но Промыслу не угодно было продолжить дни Моисея до глубокой старости.
Приблизительно за полтора года до смерти, 31 октября 1823 года, он стал писать книгу ума и сердца, то есть духовное свое завещание. С 22 октября 1824 года Преосвященный сделался нездоров, у него случился слабый паралич, не затронувший, к счастью, умственной деятельности и речи.
Во все время болезни Моисей сам решал многие епархиальные дела. Между тем состояние его ухудшалось, и надежд на выздоровление становилось все меньше. 6 ноября больной епископ приказал консисторскому секретарю Щепетову собрать все нижегородское духовенство к нему, за архипастырским благословением. 9 января 1825 года призван был духовник Певницкий, священник Нижегородской Троицкой церкви. Лежавший на одре смертной болезни епископ перед ним, а потом и «пред всеми предстоявшими одру его исповедал грехи свои» и приобщился с верою и надеждою Святых Таин. На другой день, 10 января, Моисей спокойно скончался на 55-м году от рождения, оставив по себе имя архипастыря мудрого, твердого и заботившегося о благе паствы. Согласно завещанию, оставшиеся после его смерти денежные средства употреблены на построение и содержание богадельни для 10 человек из его бедных родственников в селе Тешилово, а также на создание каменной ограды и теплой небольшой церкви над гробом Моисеева родителя; 1000 рублей, по завещанию Преосвященного, роздано нищим в Нижнем Новгороде в продолжение года. В Тешиловскую церковь поступило от него также немало дорогих вещей и большая часть книг в пользу духовного причта.
В погребении скончавшегося епископа участвовал греческий митрополит Агафангел, который, по Промыслу Божиему, оказался в это время в Нижнем Новгороде, проездом из С.-Петербурга. 15 января 1825 года он со всем нижегородским духовенством сопровождал тело архиерея из Благовещенского собора в теплый Скорбященский (собор во имя Божией Матери Радости Всех Скорбящих при Спасо-Преображенском кафедральном), где гробница Преосвященного Моисея и оставалась до 20 сентября 1841 года, то есть до времени перенесения ее в обновленный Спасо-Преображенский собор.
На мраморном памятнике Преосвященному епископу Моисею, достойно управлявшему Нижегородской епархией более 14 лет, были вырезаны две надписи следующего содержания.
Августа 14 дня принялъ санъ монашества и сделанъ префектомъ и учителемъ Философии. 1799 года переведенъ въ Московскую Академию, бывъ ректоромъ и Богословия учителемъ. 1808 года Генваря 1 дня былъ вызванъ въ С. Петербургъ для проповедания слова Божия. 1808 года Марта 29 дня посвященъ во епископа Пензенской и Саратовской епархии. 1811 года Июля 15 дня переведенъ въ Нижний Новгородъ епископом же Нижегородскимъ и Арзамасскимъ, где 1825 года Генваря 10 дня въ 3-ю четверть 10 часа по полудни волею Божиею отъиде отъ сего мира. Жития его было отъ роду 54 года 3 месяца 20 дней.
Небесъ ли пожелать тебе, о Иерархъ почтенный!
Но праведной душе отверсты небеса.
Иль жизни вечныя? — Но кроткий духъ, блаженный
Сей жизнью награжденъ бывает завсегда.
Ты въ жизни жилъ, для всех был бедныхъ утешенье,
Прибежище сиротъ, родныхъ своихъ отецъ.
Окончивъ жизнь сию, за благо въ награжденье
Получишь въ небесах безсмертия венецъ.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.