Одно из ярких событий жизни в нашей епархии — приезд известного публициста и апологета Русской Православной Церкви диакона Андрея Кураева — стало, пожалуй, самым заметным. В течение двух дней авторитетный богослов давал публичные лекции для всех, кто интересуется православием. Диакон Андрей посетил Нижегородскую семинарию, Братство св. кн. Ал. Невского, медицинский колледж и педагогический институт. Все встречи прошли с аншлагом, впрочем, как и ожидалось. Ораторского и миссионерского таланта отцу Андрею не занимать. Темы лекций не были объявлены заранее. Вот как он сам это объяснил: «Чтобы понять тему лекции, необходимо сначала заглянуть в глаза аудитории». Именно поэтому на встречах с воцерковленными людьми — семинаристами и гостями Братства — он затронул, в основном, внутрицерковные вопросы. Например, на встрече с катехизаторами диакон Андрей большое внимание уделил внутренней жизни и работе только что прошедшего в Москве Архиерейского Собора. Главным итогом работы Собора Кураев объявил несостоявшееся воссоединение Русской Православной Церкви Московского Патриархата с Зарубежной Церковью. По мнению богослова, спешка в сближении с зарубежной церковью пока не желательна по причине активного участия в этом вопросе главы государства. Отказ на нынешнем соборе от «сергианства» — излишней лояльности и послушности Церкви советской власти (главное условие заключения декларации) — стал бы проявлением того же «сергианства», только по отношению к нынешней власти, поскольку инициатива скорейшего воссоединения церквей исходила от главы государства. Как известно, импульс к этому сближению дал президент В. Путин во время своего визита в Америку. Спешки, как заметил отец Андрей, не произошло и ко дню рождения президента, который совпал с последним днем работы, подарка не получилось. Декларация о воссоединении не была принята. Собор принял решение передать рассмотрение этого вопроса Синоду.
Самым неожиданным в работе Собора отцу Андрею показалось то, что он совершенно обошел вопрос о прославлении святых. О канонизации четырнадцати подвижников было сказано «de facto». А почему, за что и как — умолчали, вслух не было прочитано ни одного жития.
Вслед за обсуждением последнего общецерковного события открылась дискуссия. Аудиторию в основном интересовало отношение богослова к проблеме религиозного образования в средней школе: допустима ли толерантность в школе, изучение религиоведения и т. п.
Воспитание учащихся школы в духе толерантности, терпимости, по глубокому убеждению Кураева, недопустимо. Приходить к подросткам с проповедью равнозначности религий — уничтожать в душе ребенка представление о существовании идеала, одной истины. Это — прямой путь к цинизму.
Не нужен в школе, считает Кураев, и учебник по религиоведению. «Он возможен в университете, когда у людей уже достаточно развиты мозги и могут играться в сложные альтернативные миры». Самым подходящим для школы будет изучение одной религии — православия для русских детей, ислама — для мусульманских.
О своей миссионерской деятельности на рок-концертах отец Андрей подробно рассказал семинаристам, поскольку их этот вопрос взволновал больше всего. Семинаристам ходить на рок-концерты Кураев не советовал. Он отметил: что позволительно ему, непозволительно семинаристам. «Если ваши ноги на концерте начинают двигаться в такт музыки, то вы — не проповедник, нельзя использовать то, что владеет тобою», — пояснил отец Андрей. Про себя диакон отметил: ему приходится ходить на рок-концерты ради встреч с молодежью и вникать в то, что их больше всего интересует, как в области современной музыки, так и в области литературы и кино.
Марина Курганова
Газета «Православное слово»
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.
Много остерегающих советов Кураев давал семинаристам не только в отношении миссионерства, но и пастырского служения. Также он ответил на множество вопросов, касающихся литургической жизни Церкви и внутрицерковных модернистских течений.
Религиозную оценку событий в Беслане богослов дал на своем третьем выступлении, состоявшемся в торгово-промышленной палате. Что означает трагедия в Беслане с религиозной точки зрения? По мнению Кураева, захват школы с детишками — это религиозное преступление, точнее — сатанизм, поскольку убийство совершалось по религиозным мотивам. Тот самый загадочный взрыв, после которого началось бегство детей из школы и штурм этой школы спецслужбами, прозвучал именно в тот миг, когда один из заложников, тринадцатилетний Саша Погребов, в ответ на требование бандита «Прославь Аллаха» воскликнул: «Христос Воскресе!»
Несмотря на то, что преступление боевиков в Беслане и волна терактов связана с узнаваемой и вполне определенной религией — исламом, все же, считает Кураев, нельзя всю нравственную ответственность за это перекладывать на плечи одних мусульман. Ответственность за террор несут как мусульмане, так и те, кто их использует в политических целях. По мнению отца Андрея, это те, кто строит новый мировой порядок — «общество абсолютной свободы и абсолютного контроля». Их главный конек — сыграть на волне исламских терактов с людьми злую шутку, а именно: до смерти запугать и обезволенными подчинить себе. Мнение Кураева по этому поводу таково: чтобы нам не стать заложниками терроризма, «чтобы иметь мужество жить, иметь мужество работать и созидать Россию — для этого необходима вера». Наша вера в промысел Божий, который сохранит и проведет нас через все страдания — духовный ответ терроризму.
На встрече со студентами пединститута диакон Андрей Кураев говорил о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», вернее, о новом прочтении этого классического текста. Неизвестные многим черновые наброски писателя к роману, письма к жене и другие дополнительные сведения заставили по-новому взглянуть на это произведение.
Последняя лекция Андрея Кураева, как впрочем, и все остальные, закончилась ответами на вопросы и презентацией его новых книг. Темы книг часто почерпнуты из встреч с людьми, ориентированы на различные вопросы современного общества. Его статьи приглашают к диалогу и полемике. С ним можно согласиться, а можно и поспорить. Этим, наверное, так интересен публицист и богослов диакон Андрей Кураев.
Марина Курганова
Газета «Православное слово»
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.