Древнейший каменный храм Н.Новгорода, ведет историю со времени основания города: в 1221 г. был срублен деревянный, в 1227 г. возведен белокаменный, убранный в резь по образу храмов Владимиро-Суздальской Руси. В 1359 г. перестроен, но к началу 17 в. обветшал. В 1621 г. сообщалось, что церковь, что церковь «развалилась и службы в ней нет давно». Требы исполнялись в парной деревянной теплой церкви Иоанна Богослова.
Вернувшись из польского плена, патриарх Филарет Никитич в 1625 г. взял Н.Новгород под свое личное покровительство. В конце 1627 г. в Н.Новгород пришел царский указ о возведении за счет государственной казны нового каменного Михайло-Архангельского собора — памятника народному ополчению К.Минина и Д.Пожарского, которому род Романовых был обязан возвеличением и благополучием. Весной 1628 г. прибыли зодчие Лаврентий Семенов сын Возоулин с пасынком Антипой. 23 апреля 1628 г. начались работы. В ходе их Лаврентий умер (погребен на погосте Печерского монастыря). Заканчивал строительство один Антип, взявший после смерти отчима отчество-прозвище от имени родного отца — стал Антипа Константинов сын.
Михайло-Архангельский собор — редкий в истории отечественного зодчества шатровый мемориальный храм, где моленный зал объединен единым пространством с колокольней, представляет двухшатровую асимметричную композицию. План собора архаичен — прямоугольник с тремя папертями по странам света и трехчастным алтарем.
В архитектуре здания выявляются модульность построения: отправной величиной служит толщина задней стены (162 см = 3/4 каменной сажени) — четверик, равен 8х8, его высота равна 7х, радиус внешней стены центральной апсиды равен 2х и т.д. Задняя паперть сдвинута к северу и главный портал входа оказался смещен с центральной оси, северняя паперть приобрела трапецеевидный план, что дало возможность уравновесить в общей композиции колоколенную надстройку, внутристенный вход на нее сделать более пологим.
Соразмерность всех частей здания, надежность конструкций, устремленность вверх, лапидарность архитектурно-художественного убранства свидетельствуют о высоком профессионализме зодчего. В соборе погребен прах К.Минина.