Указание пути ко спасению.

15:09, 18 сентября 2007

Поучения преподобного Амвросия Оптинского

1. По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот при­скорбный, тесный и узкий.

2. Евангельские заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по ска­занному: «В терпении вашем стяжи­те души ваша» и «претерпевый до конца, той спасен будет»; чтобы никого не судить и никого не осуж­дать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел прославится или постыдится.

3. Кто склонен более ко внутренней жизни, тому преимущественно сле­дует заботиться более всего о том, чтобы всех и все оставлять на суд Божий…

4. Главное средство ко спасению претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны…

5. Хотящему спастись должно по­мнить и не забывать апостольскую заповедь: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов».

Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть: так исполните закон Христов. Ве­ликое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.

6. Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме; но толь­ко немногие и редкие на самом деле исполняют благое свое желание, ­именно те, которые твердо держатся слов Святого Писания, что «многими скорбьми подобает нам внити в цар­ство Небесное», и, призывая помощь Божию, стараются безропотно пере­носить постигающие их скорби, и бо­лезни, и разные неудобства…

7. Если хочешь поставить себя на твердой стези спасения, то прежде всего постарайся внимать только себе одному, а всех других предоставь Промыслу Божию и их собственной воле и не заботься никому делать на­зидание. Не напрасно сказано: «Кийждо от своих дел или просла­вится, или постыдится». Так будет полезнее и спасительнее и сверх того покойнее.

8. Милость и снисхождение к ближ­ним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Бог все творит для нашего спасения

14. Ты желаешь видеть как на ладо­ни свое спасение. Но такое ясное ви­дение может приводить человека или к гордости, или к разленению; а не­полезное и не дается людям, равно как и безвременное, Т.е. преждевре­менное ведение и смерти своей.

15. Мы часто забываем, что «многи­ми скорбями подобает нам внити в Царствие Божие», и потому неред­ко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому всеблагий Господь всепре­мудрым Своим Промыслом И разре­шает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, кото­рые прочны и никогда не изменяемы.

16. Советую тебе не верить никако­му предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состоя­ние души; а верить тому, как Богу строит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.

17. Господь исполняет не все благие желания наши, а только те, которые

служат к душевной нашей пользе. Если мы при воспитании детей раз­бираем, какое преподавание какому возрасту прилично, тем более Гос­подь сердцеведец весть, что и в ка­кое время бывает нам полезно.

18. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только где по­пускал Господь, и попустит к пользе нашей душевной и к испытанию христианского терпения.

19. Будет то, что Бог даст. Бог же устраивает все только полезное, и душеполезное, и спасительное. Только с нашей стороны требуется не малодушествовать, а с покорнос­тью воле Божией потерпеть посыла­емые скорби и болезни, смиряясь пред Богом и людьми и не дерзая никого обвинять или осуждать.

20 . Господь все попускает к пользе нашей душевной, к испытанию на­шего терпения и смирения и покор­ности воле Божией; потому что без сих трех ничего мы полезного не при­обретаем.

21. Если мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Кро­ви Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны.

22. Неосужденно причащаемся тог­да, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и сми­ренным раскаянием и исповеданием

грехов своих и с твердою решимос­тию не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без па­мятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас.

23. Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все выска­зывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостоль­скому, недостойно причащаются

26. К молитве Иисусовой старайся прибегать часто, во всякое время, также и в церкви, особенно если не слышно чтения…

Покаяние

27. Если не можем жить вполне так, как требует Слово Божие, по край­ней мере постараемся приносить искреннее и смиренное раскаяние в своих ошибках и согрешениях с посильным исправлением, чтобы на Страшном Суде не оказаться в числе нераскаянных грешников…

Как избавиться от грехов

28. Если понудитесь, по евангельс­кому учению, смиряться, то мало ­помалу с помощью Божией будут отступать от вас нетерпеливость и малодушие.

29. Телесное и видимое благопри­личие может приводить нас к бла­гому устроению внутренних помыс­лов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душев­ному благоустроению; начинается же с сохранения очей и ушей и особенно

с удержания языка…

35. Как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышле­ния, но если они приводят в смуще­ние, то явный признак, что они с про­тивной стороны, и, по евангельскому слову, называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают…

36. Иногда люди по собственной неосторожности, сделанной когда­-либо прежде, подвергаются впо­следствии затруднительным обсто­ятельствам. В таком случае против смущения должно вооружаться само­укорением, и помощью Божией человек будет успокаиваться.

37. Всем известно, что первозданные Адам и Ева чрез вкус и вкушение были изгнаны из рая. Поэтому все­ми святыми отцами и предписывает­ся начинающим благочестие прежде всего воздержание вкушения.

38. Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не впол­не правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых глав­ная заповедь никого не судить и не осуждать.

Источник: Православие и мир