Эти девушки в прозрачных светлых платочках и длинных темных юбках кажутся сошедшими с дореволюционных фотографий — скромные, благочестивые, исполненные не только внешней, но и внутренней красоты. Настоящие русские девушки. И занятия у них соответствующие: одни поют на клиросе звонкими, невесомыми голосами, другие пишут иконы, третьи — вышивают золотом, как в старину. Неужели такое возможно? И кто эти девушки?
Мы поднимаемся по ступенькам к Строгановской церкви и оказываемся на улице Суетинской около небольшого, выстроенного с необычайным вкусом здания. Это и есть цель нашей поездки. Здесь, в епархиальном женском училище, нам предстоит провести целый день, чтобы увидеть, прочувствовать его жизнь изнутри. Именно из этих стен очень скоро выйдут регенты — руководители церковных хоров, золотошвеи — мастерицы по церковным облачениям и девушкииконописцы. Июнь — горячая пора, и у студенток училища полным ходом идет экзаменационная сессия. Однако уже в августе начнутся подготовительные курсы для новичков. И первые заявления на поступление в училище уже поданы.
Слово — директору
Мы сразу проходим туда, куда эти заявления попадают в первую очередь — в кабинет директора. Ольга Николаевна Тюхова только что вернулась с экзамена по фортепиано, который сдавали будущие регенты, и делится с нами своими впечатлениями:
— Какую мне девочки красоту сейчас показали, какие сложные произведения сыграли! — говорит она.— А ведь я помню, какими они пришли к нам. Некоторые даже нот не знали.
Сегодня директор училища и педагоги имели возможность убедиться, насколько выросли профессионально их подопечные. Экзамен проходил в торжественной обстановке, в красивом концертном зале, а сами произведения исполнялись на великолепном фирменном рояле “Petrof”.
— Не в каждой консерватории есть такие музыкальные инструменты, какие есть в училище,— подчеркивает директор,— и это заслуга нашего владыки Георгия. Он проявляет о девочках поистине отеческую заботу, старается дать им все лучшее.
Кстати, музыкальные предметы в училище преподают только педагоги с консерваторским образованием. Здесь постоянно говорится об „индивидуальном подходе к воспитанницам“, и, что особенно примечательно, в училище пришли в качестве педагогов и воспитателей те, кто сам окончил его несколько лет назад. Наша собеседница показывает нам общую фотографию первых выпускниц училища:
— И поверьте, для девочек это теперь самые любимые педагоги и воспитатели, поскольку они сами прошли этот путь и знают нашу жизнь изнутри.
Директор училища называет своих воспитанниц „дочки“. Это трогательно и необычно. Ведь иначе как через секретаря к любому другому начальнику не попасть, а Ольга Николаевна, по собственному признанию, выстраивает с ними теплые, почти семейные отношения. За каждого ребенка у нее болит сердце. А как иначе, когда на твоих глазах происходит его рост, профессиональный и духовный. Иногда девочки приходят к директору со своими проблемами и по разным поводам советуются с ней, как с мамой. Ведь многие из них приехали из дальних городов — таких дальних, что родных не видят по полгода. И тогда они идут к самому близкому на данный момент человеку, чтобы он утешил, дал совет, ободрил.
Ольга Николаевна помнит поименно всех своих выпускниц, рассказывает наиболее яркие истории.
— Помню, у меня училась девочка,— рассказывает она,— которая сейчас подвизается в Горненском монастыре, недалеко от Иерусалима,— Машенька. Пришла она к нам практически без голоса и без слуха. Каждый день после школы ребенок шел в церковь, шестьдесят километров лесом, чтобы там, уж как получится, почитать, попеть. Это мне показалось настоящим подвижничеством. Я настояла на том, чтобы приемная комиссия взяла ее в училище, и она настолько у нас развилась, что стала одной из лучших учениц. Другая наша выпускница в этом же самом монастыре уже приняла постриг с именем Тамара. Матушка Горненского монастыря сегодня искренне благодарит нас за этих девочек, хвалит их за прекрасные профессиональные навыки.
По словам Ольги Николаевны, на регентское отделение училища поступить несложно, иногда берут даже без музыкального образования, лишь бы был слух и голос. А вот учиться — сложно. Все будет зависеть только от трудолюбия.
Учебные будни
Действительно, трудолюбие студенток женского духовного училища скоро, наверное, войдет в пословицу. График у них довольно плотный — с семи утра, а иногда и раньше, они уже на ногах. Ктото спешит на клиросную практику в один из городских храмов, где часто сам уже и регентует, ктото — на соборную молитву училища. Утреннему и вечернему молитвенному правилу здесь придается большое значение. С половины девятого утра на всех отделениях начинаются занятия, включающие в себя не только сугубо специальные дисциплины (ручная вышивка, дирижирование, сольфеджио, основы конструктивного рисунка), но и богословские (литургика, Новый Завет, история Русской Православной Церкви). У каждого курса есть свой духовниксвященник (у первого курса — о. Сергий Загунов, у второго — о. Владимир Цыбышев, у третьего — о. Александр Михайлов, у четвертого — о. Владимир Краев). Священники исповедуют девушек, проводят с ними беседы духовного содержания. После занятий, если нет послушаний, у студенток остается немного времени на самоподготовку. В девять вечера воспитанницы собираются на крестный ход. Обходя с иконой храм и здание училища, они по обыкновению поют „Тебе Бога хвалим“. В десять вечера неукоснительно выполняется вечернее правило, и, наконец, около одиннадцати наступает отбой.
Мы тем временем поднимаемся на второй этаж, где у девушек располагаются комнаты, и сразу попадаем в водоворот мелодий церковных песнопений, раздающихся с разных сторон: из классов, коридоров, комнат. Девушки, улучив свободную минуту между послушаниями, уроками и экзаменами, занимаются самоподготовкой. В небольшом фойе за одним из многочисленных пианино разучивают песнопение две студентки. Мешать не будем. Проходим в комнаты, поздешнему „кельи“. Они оформлены в нежных тонах, с воздушными голубыми шторами и двухъярусными кроватями, на которых коегде лежат мягкие игрушки. Поразила опрятность, чистота, благообразие этих келий. Удивительным для слуха показалось их обращение друг к другу, например, кто нибудь говорил:
— Сестры, вы где были? Вас воспитательница ищет.
В этих комнатах будущие регенты, „швейки“— так называют тех, кто учится на швейном отделении,— и девочки, обучающиеся иконописи, живут вместе. Студентки говорят, что так даже лучше, что все вместе, поэтому не нужно удивляться тому, что швея, например, знает сугубо музыкальную терминологию, а регенты рассуждают о фресках Дионисия. География мест, откуда прибыли девочки, разнообразна: Республика Марий Эл, Татарстан, Молдавия, Краснодар, Башкирия, Екатеринбург, Волгоград.
Регенты
С девушкамирегентами мы перемещаемся из общежития в Строгановскую церковь. Татьяна Юрьевна Кострова, замечательный педагог, который поистине „горит“ своим делом, пригласила нас посетить хоровое занятие. Через несколько дней выпускницы должны будут показать на отчетном концерте свое мастерство, и эта оценка пойдет в диплом, а сейчас — генеральная репетиция. Четверокурсницы по очереди выходят, чтобы дирижировать хором, который, кстати, порядком устал после экзамена, и который еще предстоит „разбудить“. Вот и первая трудность, которую нужно преодолеть. Ведь и в жизни нередко придется иметь дело с таким хором — пестрым, многосоставным, который можно собрать воедино только волей одного человека — регента. От того, насколько хорошо будет петь хор, будет зависеть молитва священника и прихожан. Только на первый взгляд кажется, что не такое уж это трудное занятие — дирижировать, а дилетант прямо скажет: „Что тут такого? Стой да размахивай руками“. Однако на поверку все оказывается совсем не так.
— Побольше контрастов, Настюш, а вот тут — пиано,— подсказывает Татьяна Юрьевна и несколько раз сама порывается помочь ученице.
Становится понятно, что дирижерский жест регента — лишь маленький процент того, что должны „уловить“ певцы. Импульс идет изнутри того, кто руководит хором, и именно этот импульс „считывают“ поющие.
— Регент „вытягивает“ хор на собственных эмоциях,— делится Татьяна Юрьевна секретами мастерства,— поэтому он работает больше, чем хор. Регент должен уравновесить хор по тембру, по звучанию, услышать малейшую фальшь и тут же исправить ее.
Девушки, обучающиеся этой профессии, зачастую приходят в училище из семей священников.
— Регент — это призвание,— считает первокурсница Марина Смирнова. Она с двух лет в храме, с девяти — на клиросе, а с четырнадцати регентует сама.
Кстати, девочки получают не только профессиональное регентское образование, но и государственное образование в Нижегородском педагогическом колледже по специальности „педагог музыки детских и дошкольных учреждений“. И это очень удобно, поскольку педагогические навыки им как раз пригодятся, если они, например, будут работать в воскресной школе при храме. Трудно найти другое такое учебное заведение, которое, подобно Нижегородскому женскому духовному училищу, выпускает из своих стен и регента, и педагога в одном лице.
Золотошвеи и иконописцы
Четыре года назад Нина Паймолкина принесла на вступительный экзамен швейного отделения свою работу — вышитый гладью венок из цветов. Работа понравилась. Девочку приняли. Сегодня она уже вышивает иконы, сложные орнаменты церковных облачений, покровцов, воздухов и владеет древним искусством золотного шитья. Нина говорит, что в каждое свое изделие вкладывает душу и что хотя профессия швеи требует большой усидчивости и аккуратности, она приносит огромную радость, когда видишь, наконец, готовую работу.
— Девочкирегенты нам часто в шутку говорят: „Вы, по крайней мере, видите результат своего труда. А что такое звук? Нечто эфемерное, нематериальное. Спел его — вот он и пропал“.
Но на самом деле все профессии важны и нужны, и в каждой свои трудности и свои радости. Кстати, подобно регентам, швеи получают еще и светское образование, учатся в профессиональном училище №80 по специальности „портной по пошиву мужской и женской одежды“. Так что девушка сможет изготовлять не только церковные облачения, но и, при необходимости, обеспечивать одеждой свою семью.
Сусанна и Елена учатся на сравнительно молодом отделении училища — иконописном (оно открылось в 2007 году). Они овладевают искусством иконописи под руководством замечательных педагогов: Светланы Александровны Смоляковой и Ольги Ивановны Васильченко, которые трудятся в иконописной мастерской „Традиция“ при соборе в честь cвятого Александра Невского. И на швейном, и на иконописном отделении богословские дисциплины также являются обязательными.
В жизнь
Жизнь в училище интересна и многообразна. Для студенток часто организуются как паломнические поездки, так и специальные, целевые. Буквально на днях иконописцы отправятся в Третьяковскую галерею, а швеи — в оружейные и патриаршие палаты Московского кремля. Что касается регентов, целая стена в училище украшена дипломами из тех городов, где девушки выступали в хоровых конкурсах и заняли первые места. В ближайшее время студенткирегенты поедут на конкурс фольклорных коллективов „Хрустальный ключ“. И это не случайно. По инициативе Ольги Николаевны в учебную программу включили предмет „устное народное творчество“.
— Мы должны знать свои истоки,— считает директор,— и на этих уроках девочки открывают для себя мир русского фольклора. Они узнают о нашей старине: какие песни девушки пели, когда пряли, какие были народные танцы. Мы напоминаем им о высоком призвании женщины, русской женщины, от которой, как от чистого источника, начинается семья. Насколько правильно и хорошо она выстроит быт, настолько будет благополучна вся ее семья. Здесь, в училище, мы стараемся научить наших воспитанниц вере и надеемся, что им удастся сохранить и приумножить ее впоследствии.
Ольга Николаевна называет свое училище „кладовой России“, и это не просто громкие слова.
— Я учу своих воспитанниц смирению, молитвенности, послушанию,— говорит она. Если это у них будет, то все в жизни сложится, получится.
Недавно училище посетил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Он долго беседовал со студентками, разрешал их недоумения, отвечал на вопросы.
Этот год в училище прозвали „годом свадеб“: из пятнадцати выпускниц шесть уже вышли замуж за семинаристов.
Судьба этих девушек сложится по разному. Одни из них отправятся вслед за своими мужьями священниками на приходы, другие останутся при храмах, при воскресных школах, но то, что дали им годы учебы в духовном училище, несомненно, поможет девушкам во взрослой, самостоятельной жизни.
Анастасия Шохина
Газета «Нижегородские епархиальные ведомости»