Петр Королев: «У нас все делается на совесть»

11:31, 26 мая 2006

Студенческий журнал «Встреча» издается Московской Духовной Академией уже 10 лет. Издание предназначено для всех, кто интересуется проблемами современной церковной жизни и вопросами духовного образования. В журнале «Встреча» публикуются разнообразные материалы: святоотеческие труды, пастырские проповеди, статьи по апологетике, философии, литературе, богословии, церковной истории и христианскому искусству, жития древних святых и подвижников нового времени. На страницах издания читатель знакомится с внутренней жизнью церковных школ, с тем, что волнует умы студентов и преподавателей Московской Духовной Академии и Семинарии. О работе в редакции студенческого православного журнала «Встреча» в эфире радио «Образ» рассказали главный редактор издания Петр Королев и ответственный секретарь иеродиакон Пантелеймон (Шустов). В редакции «Встречи» они работают с 2004 года.

– Петр, кто участвует в создании журнала?

– Вся редактура, предпечатная подготовка, верстка – все это лежит на плечах студентов. Идея номера, все статьи обсуждаются в узком редакционном кругу. Затем начальству говорится, какой теме будет посвящен следующий номер. Администрация, как правило, не возражает. Затем начинается работа по сбору материала. Часть статей пишут сами студенты – из московских духовных школ и светских вузов, часть материалов предлагают преподаватели. Кого-то из преподавателей мы просим дать нам интервью. Бывает, что люди, не имеющие отношения к Московской Духовной Академии, так сказать, люди со стороны, предлагают что-то сами.

– С кем легче работать: со студентами Московской Духовной Академии или с мирянами?

– Самое сложное – это работать со светскими людьми. Так как темы, которые они предлагают, необходимо подать в нужном ракурсе. Одна из тем, которые мы разрабатывали по инициативе светских людей, – это бренды, использование в брендах религиозных составляющих. Например, энергетический напиток «Красный дьявол». Эта тема может быть достаточно острой для верующего человека. Мы проделали большую работу, чтобы правильно подать этот материал. Много редактировали. Вообще каждый текст у нас проходит не менее 10 разнообразных редактур. Поэтому мы можем не стыдиться за свои материалы.

– Как бы Вы охарактеризовали союз людей, работающих над созданием журнала «Встреча»?

– В первую очередь, это коллектив единомышленников. Это люди, которым интересно друг с другом обсуждать какие-то сложные, важные темы, которым не составит труда подняться, выйти куда-то на природу с тем, чтобы обсудить какие-то сложнейшие вопросы. Это люди, которые любят трудиться. И слава Богу, что ни над кем не надо стоять с палкой, потому что все стараются работать. В итоге мы получаем достаточно качественное издание. Я думаю, что результат был бы иным, если бы сотрудники журнала выполняли свою работу, чтобы лишь отчитаться перед начальством. У нас все делается на совесть.

– Зачем нужно создавать журнал силами только студентов?

– Во-первых, это многое дает студенчеству. Потому что большинству выпускников семинарии, академии, тем, кто придет на приход, необходимо будет заниматься выпуском газеты, приходского листка. Может быть, самим давать интервью. Они должны представлять себе всю эту кухню, как все происходит внутри. В редакции можно научиться навыку работы с текстом, доведению текста до хорошего уровня.

Тот факт, что темы придумывают сами студенты, делает журнал интересным для их сверстников, однокурсников, таких же студентов. Есть журналы, которые позиционируют себя как издания для молодежи, но основные направления там определяют старшие товарищи. В итоге журнал получается с несколько менторским тоном. Вот вы, молодые, должны делать так, так и так. Молодежь отторгает подобный тон.

– Мы обратили внимание на то, что среди членов редакционного совета нет представительниц прекрасного пола. Это связано с тем, что журнал, прежде всего, ориентирован на семинаристов?

– Не совсем так. Московская Духовная Академия – это большая структура, куда входит и академия, и семинария, и регентское отделение, которое готовит руководителей церковных хоров, в основном это девушки. Есть еще иконописная школа, где больше половины учащихся – девушки.

Сейчас состав редакции полностью мужской, но когда-то в него входили девушки – корректоры, учащиеся регентского отделения, очень грамотные. Проблема заключается в ротации кадров. Обучение в регентской школе ведется всего три года. Принимать человека, в течение года его пестовать, чтобы он приобрел все необходимые знания, навыки, вник во все детали, а потом отпускать его – достаточно сложно. У нас такая ситуация, что постоянно кто-то учится, и все мы также постоянно учимся. У нас есть девушка, корректор, которая живет в Питере, но очень во многом нам помогает. Мы общаемся с ней через Интернет.

– Скажите, Петр, сейчас Вы редактор православного журнала. Вы думаете связать свою дальнейшую жизнь с православной журналистикой или со служением?

– Когда я поступал в семинарию, я не мог предположить, что буду работать в журнале. У меня не было никакого журналистского образования. Были какие-то смешные эксперименты в детстве, в школе. Я участвовал в создании стенгазет. В семинарии я обнаружил себя занимающимся изданием солидного журнала. Честно говоря, я бы не связывал себя какими-то обязательствами с журналом. Если дано такое послушание, то надо максимально хорошо, по совести его исполнять. Если скажут, что здесь все, хватит, достаточно, то будем заниматься чем-то иным. Хотя в моей дальнейшей жизни на первом месте служение.

В редакции очень остро стоит вопрос приоритетов, на что необходимо выделять время. Потому что в семинарии дел очень много. Для нас в первую очередь – службы, второе место делят между собой учеба и издание журнала. Мы то занимаемся изданием, то с головой ныряем в учебу. И это, к глубокому сожалению, не дает нам возможности сказать, что журнал будет выходить строго периодично. Либо сессия, либо издание журнала.

– Вашему журналу уже 10 лет. Он сильно изменился со времени выхода первого номера?

– 15 февраля 2006 года, на Сретенье, мы праздновали 10-летие журнала. Можно констатировать тот факт, что в основных своих идеях журнал не изменился. Журнал по-прежнему создается студентами для своих однокурсников. Улучшилась полиграфия: сейчас мы выходим при существенной поддержке художественно-производственного предприятия «Софрино». Наверное, можно сказать, что у издания стал более современным дизайн. Даже если посмотреть на светские журналы десятилетний давности, то они также проделали большой путь за это время. Мы стараемся придерживаться современных инноваций в подаче материала, но при этом не заимствовать механически все приемы из светской прессы. У нас есть собственный достаточно строгий и лаконичный, как мне кажется, стиль подачи материала.

– Отец Пантелеймон, расскажите, какие темы раскрываются на страницах вашего журнала?

– Наш журнал разделен на несколько блоков: исторические темы, богословские, литургические. С самого начала я был ответственным за темы литургики. И именно темы богослужения, практической церковной жизни изначально для меня были наиболее важными. Я работал над темами реставрации и хранения икон, над довольно сложными литургическо-богословскими вопросами о Литургии Преждеосвященных Даров, о вечности Церкви. Наверное, поэтому мне кажутся важными и интересными материалы, посвященные этим темам. Хотя реально в редакции есть много материалов, которые нравятся всем, и за которые переживает вся редакция. Мы стараемся не публиковать или публикуем с большой неохотой те материалы, которые каким-то образом нам не нравятся. Или же мы пытаемся сделать из них нечто более читабельное.

– Для кого прежде всего предназначено это издание?

– Наша целевая аудитория – это студенты, изучающие богословие, студенты духовной школы, не только нашей. Существует достаточно много семинарий, несколько академий, не один богословский университет, духовные училища. «Встреча» рассчитана на молодежь, но на молодежь уже достаточно воцерковленную, не ту, которая стоит на пороге Церкви.

– Сейчас принято разделять православное студенчество, учащихся и выпускников духовных школ и православную молодежь…

– Для меня это очень странное разделение. Может быть, это разные категории молодежи. Но как участникам молодежного движения им было бы перспективно и полезно работать вместе. Потому что для светского студенчества, я неоднократно мог в этом убедиться, довольно интересно познакомиться с семинарским студенчеством. Потому что из учащихся в семинарии не все имеют высшее образование, но учатся также достаточно активно. Конечно, в чем-то они похожи, в чем-то различны. И взаимное сотрудничество будет полезно не только им, но и Церкви в том числе. Я больше общаюсь с воцерковленным студенчеством, и наиболее легко себя чувствую в своем семинарском кругу, нежели в светской студенческой аудитории. Но тем не менее, общение и со студентами МГУ, и со студентами МГИМО случается у нас в академии. И оно очень интересно нам. Надеюсь, что это общение так же интересно ребятам из светских вузов.

– Как Вы думаете, почему сейчас все чаще выделяют эту категорию – православная молодежь? Нет же понятия «православные пожилого возраста»?

– Это не совсем моя тема. Но мне кажется, что словосочетание «православная молодежь» употребляется потому, что общество привыкло к тому, что у молодых людей несколько иные ценности, стремления, нежели поиск смысла жизни, какие-то серьезные мировоззренческие вопросы. Я не буду говорить, что погоня за удовольствиями для них приоритетна. Скорее это попытки найти себя в жизни, сделать первые шаги в карьере, получить серьезное образование, создать семью. Здесь может быть очень много разнообразных интересов. Но если молодой человек сознательно говорит о своем православии, тем более в той стране, где существует такой стереотип, что православие – это скорее религия пожилых людей, то молодым, наверное, нормально объединяться вместе. Это происходит не от дезориентации. Просто у группы людей есть общие интересы, а православие очень широко, оно охватывает все стороны жизни человека. Поэтому разные группы молодых людей могут найти для себя достаточно общие интересы, дела и т. д., на основании которых они могли бы делать общую работу.

– Журнал издается на базе такого известного учебного заведения, как Московская Духовная Академия. Вы чувствуете свою ответственность?

– Конечно, Владыка (архиепископ Верейский Евгений), рассматривает наш журнал в первую очередь как средство доказать и показать, что учебное заведение готовит людей с очень хорошим образованием, что это то место, где стоит учиться. Я думаю, что наш журнал играет определенную роль в привлечении будущих семинаристов. И от того, каких абитуриентов мы сможем привлечь, будет зависеть то, какие будут студенты, в дальнейшем священники. Если говорить глобально, от этого зависит и будущее Церкви. И то, как оценивают наш журнал, показывает общий уровень студентов. Слава Богу, что среди наших студентов достаточно много людей уже с высшим образованием. И это очень помогает нам создавать журнал, помогает найти людей, которые могут в заданные сроки написать хорошую статью.

На одном из сайтов наш журнал недавно назвали одним из крупнейших изданий Русской Православной Церкви. На самом деле, это перебор. Издание совсем не крупнейшее. Оно довольно узкое. Выступать от имени Православной Церкви мы не имеем ни права, ни сил. На то есть официальные православные издания. Тем не менее, официальным православным журналом мы можем быть только отчасти. Потому что официальное издание в силу строгости рамок, которыми оно ограничено, весьма скучно. Без них не обойдешься, но, на мой взгляд, это скучное чтение.

Наш журнал подразумевает три вещи. Во-первых, мы стремимся отражать жизнь нашей школы, то, что касается именно новостей, именно летописи. Скажем, наградили какого-то профессора. Школа достаточно большая, со старыми традициями. Хочется отображать именно ту живую жизнь, которая происходит в стенах этой школы. Во-вторых, есть богословские вопросы. Для нас, тех, кто изучает богословие, это не отвлеченные темы. Это вопросы, которые до сих пор будоражат умы, вопросы, которые очень интересны как для нас, слушателей богословских курсов, так и для людей, изучающих богословие вне стен Московской Духовной Семинарии. Не полная разработка этих вопросов, но хотя бы их частичное раскрытие – это приоритетное направление в нашем журнале. И третья задача – это освещение студенческой жизни, но не собственно жизни в школе, а жизни студента духовной школы. Есть люди, которые изучают богословие. Какие они? На основе этого мы пытаемся сделать наш журнал объединяющим изданием для духовных школ вообще.

Фоторепортаж

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.