Нижегородская епархия – это сотни священнослужителей и монашествующих, десятки учебных заведений и тысячи мирян, работающих в церковных организациях. Каждый из них по благословению правящего архиерея выполняет свою работу – несет свое послушание. Вот уже более года секретарем Нижегородской епархии является протоиерей Игорь Пономарев.
– Отец Игорь, ваше прежнее настоятельское служение и та епархиальная жизнь, в самой гуще которой вы находитесь сегодня, означают разные условия, обязанности. Когда вы были приходским священником, как вы себе представляли деятельность секретаря?
– В то время я, конечно же, не мог понимать сути этой работы. Знал только, что она очень трудная и ответственная. Впоследствии, будучи уже заведующим канцелярией, я узнал эту деятельность ближе и всегда удивлялся энергии моего предшественника протоиерея Николая Быкова. Сам же к должности приступил как к любому другому послушанию с одной мыслью: работать и быть хоть чем-то полезным Владыке. Это он ставит перед всеми нами задачи, а мы их выполняем.
– Что входит в обязанности секретаря епархиального управления?
– Церковный Устав говорит об этих обязанностях так: «ответственность за делопроизводство епархии и помощь правящему архиерею в управлении епархией». Иными словами, секретарь доводит требования Владыки до священнослужителей и контролирует выполнение этих требований и Церковного Устава.
В реальной жизни приходится заниматься десятками дел. Это и контроль над работой благочиний, и организация различных мероприятий и собраний епархиального масштаба, и координирование работы отделов епархиального управления: канцелярии, бухгалтерии, экономической и юридической службы…
– Епархиальное управление – это в первую очередь «адрес» епархии. Именно сюда, на Суздальскую 58, обращаются, приходят, сюда доставляется вся почта на имя архиерея…
– Действительно, это одно из направлений нашей работы. На первом этаже административного здания расположена каноническая комиссия. В нее обращаются люди, у которых проблемы семейного характера: разводы, отпевания.
Вверху – канцелярия. У нас есть делопроизводители, которые занимаются приходящей информацией, получают письма, принимают звонки. У нас постоянно включен факс, работает электронная почта. Телефон канцелярии – многоканальный, поэтому туда всегда легко дозвониться. Вообще, у нас хорошее техническое оснащение, что очень сильно помогает справляться: документооборот увеличен в несколько раз.
– Могут ли люди обращаться сюда лично?
– Конечно. И хотя в основном к нам приходят священнослужители, но в любом случае, любой человек, которого привела сюда проблема, может задать вопрос и получить ответ или совет, куда обратиться.
– Какое направление вашей работы как секретаря является главным?
– В первую очередь это – контакт с благочинными. У нас вся епархия разбита на
4 округа: Южный, Центральный, Северный и Городское благочиние. Перед всеми ними ставятся задачи, я контролирую выполнение и отчитываюсь перед Владыкой о проделанной работе.
– Как осуществляется этот контроль?
– Благочинные раз в месяц приезжают и докладывают о проделанной работе: об успехах, неудачах, дисциплине на приходах, о трудностях, о восстановительной работе. Приходится и на места выезжать…
– На какие стороны церковной жизни вы обращаете особое внимание?
– Я выезжаю в те места, где нужно посмотреть благочиния, их жизнь, пообщаться с настоятелями других приходов и с простыми прихожанами. Есть очень много распоряжений правящего архиерея о создании полнокровной приходской жизни. Хочется, чтобы она была гармоничной: службы упорядочены, храм благоустроен, работала воскресная школа, налажена связь с администрацией…
– В этой работе сказывается ваш собственный опыт приходского служения?
– Чем бы ни занимался, всегда помню, что я в первую очередь – священник. Я до сих пор являюсь настоятелем храма Всемилостивейшего Спаса: от создания прихода и до сегодняшнего дня.
Наш приход необычный: в нем молодые священнослужители проходят практику. Так повелось давно. Для них это хорошая школа: богослужения совершаются ежедневно, есть опытные служители и прихожане, хорошо знающие службу.
В моем приходе есть люди, с которыми работаем уже много лет, и я уверен, что они выполняют свою работу достойно. На сегодняшний день меня все устраивает, но так уж повелось: каждый день утром сначала еду на приход, а потом сюда, в управление.
– Вы работаете «по расписанию»?
– Судите сами: иногда приходится быть здесь, прихожу с утра и чуть ли не весь день не встаю со стула. А в другой день – более щадящий график, и даже остается немного свободного времени.
– Как вам удается все успевать? Есть особые рецепты?
– Сначала очень трудно было, потому что объем работы увеличился… Но со временем эта работа в особом режиме позволила всем нам подтянуться, стать более организованными в духовном и моральном плане. Не потому, что раньше было совсем плохо, а потому, что епархиальное управление начало работать совершенно по-новому.
– В чем это проявляется?
– Появились систематичность и дисциплина. Вообще, я считаю, что мы сейчас переживаем начальный этап: что-то уже умеем, чему-то еще не научились, нас Владыка учит, что нужно делать и как.
Мой возраст – это одно, а молодые люди, которые работают у нас сейчас, учатся на перспективу. Так постепенно складывается команда профессионалов. Наши специалисты – юристы, имущественный отдел, бухгалтерия – это люди, которые имеют большой опыт, умеют работать и могут заявить о себе, отстоять свою точку зрения, подсказать кому-то, делать работу, которая приносит всем сторонам выгоду.
Очень важно, что связь епархии с общественными структурами стала на порядок выше: нас стали замечать, с нами стали сотрудничать, воспринимать как серьезных компаньонов.
– Бывают ли дни, когда вы ощущаете удовлетворение от результата своей работы?
– Все намного проще: есть дни, когда я понимаю, что всю запланированную работу я сделал, и сделал неплохо, а бывают дни совсем неудачные. Может, иногда и хотел бы сказать, что всем доволен, но еще есть над чем поработать в административном послушании. Как священник я еще должен многому учиться. И в первую очередь – у нашего архиерея.
– Что нового привнес Владыка в жизнь епархии?
– Назначение владыки Георгия стало Даром Божиим для нас и для епархии. Он начал украшение церковных зданий, возродил былую славу Нижнего как города золотых куполов. Владыка показал, что можно и нужно восстанавливать церковное благолепие, и за ним потянулись наши градостроители и представители бизнеса.
– Возрождение храмов называют приметой нашего времени…
– Я хочу сказать, что весь смысл этого процесса в том, что Владыка сумел организовать вокруг себя людей независимо от ранга, звания, должности и всего остального. Он объединил всех своим умением работать с людьми, своей молитвой. Владыка Георгий приглашал на молитвословие, на литургию: помолится, доброе слово скажет, и все понимали, что в единении – сила. Это – пример и нам, и другим епархиям, и всем.
– Последний вопрос: что значит епархия лично для вас?
– Епархия, Церковь – это жизнь, вся моя жизнь.
Из биографии:
Протоиерей Игорь Пономарев – священнослужитель в четвертом поколении.
7 января 1981 года епископом Горьковским и Арзамасским Николаем рукоположен во диакона, 19 января – во пресвитера.
20 января 1981 года распоряжением правящего архиерея направлен для несения пастырских обязанностей в приход с. Румянцево Д.-Константиновского района.
12 июня 1989 года назначен настоятелем Богоявленской церкви с. Богоявление Д.-Константиновского района.
С 10 февраля 1992 года по настоящее время – настоятель прихода церкви во имя Всемилостивейшего Спаса в Нижнем Новгороде.
2 июня 2004 года назначен заведующим канцелярией, а с 17 мая 2005 года исполняет послушание секретаря Нижегородского епархиального управления.
Беседовал Алексей Киселев
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.