Крест – хранитель города

17:58, 27 марта 2006

На самой высокой точке старого Нижнего Новгорода, где когда-то располагалось его пограничье, в районе нынешней площади Лядова, стоит собор, имеющий форму равноконечного креста и освященный в честь Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня. Собор окружают корпуса когда-то процветавшего Крестовоздвиженского монастыря, который населяли около двухсот монахинь, чьи золотошвейные работы были известны в России и странах зарубежья, и стены которого видело множество знаменитых путешественников и высочайших особ Российской империи.

Сегодня монастырь хоть и в жалком состоянии, но поднимается из руин – неимоверными трудами и молитвами его настоятельницы инокини Татианы и восьми насельниц – инокинь и послушниц. Когда-то принявший духовную эстафету и ставший наследником трех древнейших нижегородских обителей – Зачатьевской, Воскресенской и Происхожденской, Крестовоздвиженский монастырь в наши дни является центром, где возрождается поруганная Святая Русь, где воздвигается духовная храмина Христовой Церкви.

Деятельность монастыря изначально имела социальную направленность. Учреждение его в 1813 году связано с именем игумении Дорофеи, которая, устроив обширную обитель, как только позволили средства, основала в ней больницу для бедных женщин, больных и престарелых всякого звания, не имеющих родных или оставленных ими. В 1838 году стараниями новой настоятельницы Веры в монастыре было открыто училище для девочек-сирот из самых бедных семей.

В конце XIX века среди насельниц монастыря была одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Главным рукоделием, которым занимались около 55 сестер, были золотошвейные работы: вышивка иерейских облачений, риз на иконы и плащаниц, а также работа с жемчугом и фольгой. Высочайшее мастерство рукодельниц пользовалось спросом по всей России: их плащаницы можно было встретить в Архангельске, Астрахани, Сибири и Закавказье.

Возрождение утерянных традиций – одно из условий сохранения преемственности, и поэтому кажется не случайным, что новая настоятельница монастыря инокиня Татиана (Гажу) – профессионал в швейном деле с огромным стажем. Окончив среднюю школу, она начала работать в швейных мастерских Троице-Сергиевой Лавры, а позже стала насельницей Серафимо-Дивеевского монастыря, где основным ее послушанием также стало швейное дело.

– Конечно, хотелось бы возродить старые монастырские золотошвейные традиции, – поделилась она своими мыслями, – открыть мастерскую, но сначала нужно восстановить материальную базу монастыря. Здесь все обветшало: полы в корпусах гнилые, канализация не работает, отопление налажено слабо, все коммуникации необходимо обновлять, и на это уйдет огромное количество времени и средств. Когда я приехала сюда по благословению владыки Георгия, здесь еще жили мирские люди, часто из неблагополучных социальных слоев, которые и сейчас не оставляют нас в покое. Нередко приходят освободившиеся из мест заключения с просьбами о материальной помощи, а чем мы можем им помочь? Сами спасаемся молитвой и духовной поддержкой Владыки. Для защиты от таких нежелательных посетителей необходима круглосуточная охрана, но она в монастыре работает только ночью, потому что пока нет возможности обустроить для нее нормальное помещение.

Но, несмотря на все эти трудности, монастырь живет и богатеет духовно. Здесь в ближайшее время откроется православный медицинский пункт, где смогут получать помощь священники и миряне. В престольный праздник Воздвижения Креста Господня собор посещают воспитанницы медицинского колледжа – сестры милосердия, для которых это стало уже традицией. Из соседнего интерната сюда часто приходят на богослужения дети, и когда на Херувимской они стоят, сложив по-ангельски ручки крестообразно на груди, по словам матушки Татианы, сердце ее умиляется и укрепляется в молитве. Помочь сестрам в нелегком деле возрождения монастыря – кто на кухне, кто в храме – приходят женщины, и эта лепта поддерживает общее делание. За несколько лет удалось привести в нормальное состояние Крестовоздвиженский храм, который во время богослужений обычно заполнен прихожанами до отказа, и это главный общий успех. В храме для поклонения верующих выставлен большой крест-распятие высотой 4,5 метра, расписанный иконописцами мастерской Троице-Сергиевой Лавры, который в 2005 году был пронесен в Великую Пятницу в Иерусалиме крестным путем Спасителя группой нижегородских паломников во главе с владыкой Георгием. Также имеется святыня – крест с частицей Животворящего Креста Господня, подаренный Владыкой насельницам монастыря в престольный праздник.

Конечно, молитва и духовная поддержка помогают преодолевать трудности, но без самоотверженности и героического терпения матушки Татианы жизнь монастыря была бы иной. Целый день она в заботах и разъездах, часто и подкрепиться некогда – пока решишь все проблемы, там уже и молитвенное правило надо совершать. Ей беспрерывно звонят по строительным делам, ее постоянно хотят видеть для решения разных вопросов – серьезных и мелких. А в прошедшую холодную зиму она так намерзлась, что и сейчас порой не чувствует ног – только колотье и онемение. И при этом она удивительно доброжелательна ко всем визитерам и просителям. Когда-то в трудную минуту ее духовник сказал ей: «С креста не сходи». Это было задолго до назначения ее наместницей Крестовоздвиженского монастыря, но с тех пор как 2 сентября 2004 года она понесла это труднейшее послушание, слова духовника обрели вполне конкретный смысл.

В послании к евреям (гл. 11) апостол Павел писал об истинных последователях Христа: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли«, указывая на то, что служение Богу совершается тяжелейшим подвигом, незаметным большинству людей. И подвиг собирания, возрождения святыни нашими современниками сравним с подвигом тех, кого выселяли из монастыря по указу богоборческой власти, кого расстреливали за веру во Христа и за несение креста, который Он возложил.

 

Нижегородская Голгофа

По одной из распространенных в последнее время версий, высказанной Александром Солженицыным в книге «Архипелаг ГУЛАГ», в Крестовоздвиженском монастыре располагался первый советский концентрационный лагерь, и это придает святому месту знаковый статус нижегородской Голгофы. И это обязывает всех нижегородцев, неравнодушных к своей истории и к истории отношений человека с Богом, внести посильную лепту в возрождение монастыря.

Уже к январю 1928 года все монахини с территории монастыря были выселены, собор пустовал. Община перешла поначалу в Казанский кладбищенский храм, но просуществовала лишь до 1935 года. 19 августа 1935 года Комиссия по культам при Президиуме Горьковского крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать под снос.

В 1935 году были арестованы члены клира Казанской церкви и сам правящий тогда архиерей, Горьковский митрополит Евгений (Зернов) только за то, что Пасхальной литургией в соборе «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации».

Обвиненные как «участники контрреволюционной организации», они были приговорены к заключению и лагерям. Горсовет закрыл и кладбищенскую церковь «ввиду ее вредного влияния на подрастающую молодежь».

В издании «Святители земли Нижегородской» читаем: «Святая Пасха 1935 года действительно совпала с днем нового пролетарского праздника 1 Мая. На торжественной литургии в Крестовоздвиженской церкви служил сам митрополит Евгений (Зернов) в сослужении местных священников. Выходившие из храма сотни православных невольно «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации«. Более того, по свидетельству очевидцев, сам Владыка, собираясь после службы домой, не стал ждать, пока рассеются демонстранты, а сел на поданную ему лошадь и поехал по улицам в клобуке домой. Ему сказали:

– Подождите, сейчас пойдет демонстрация.
Владыка ответил:

– Что нам бояться… Надо Бога бояться».

Через три дня его арестовали с другими участниками пасхального богослужения. 20 сентября 1937 года митрополит Евгений (Зернов) был расстрелян чекистами. На Архиерейском соборе РПЦ 2000 года Преосвященный Евгений канонизирован как мученик и исповедник.

Светлана Высоцкая
Фото Георгия Ликина

6 (75) номер газеты «Нижегородские епархиальные ведомости»

Крестовоздвиженский монастырь

В храме для поклонения верующих выставлен большой крест-распятие высотой 4,5 метра, расписанный иконописцами мастерской Троице-Сергиевой Лавры

Настоятельница монастыря инокиня Татиана (Гажу)

Роспись стен Крестовоздвиженского собора