Приближается Крестопоклонная неделя Великого поста. На середину храма выносится Крест, мы поклоняемся Ему, целуем Его и воспеваем это Животворящее Древо. Чем является для нас Крест Христов? Какой смысл для нас, людей ХХI века, содержит в себе этот символ?
В Ветхом Завете говорится о том, как пророк Божий Моисей вывел евреев из египетского плена и через раскаленную солнцем пустыню направился к Святой горе Синай. Жара, песок, камни, выжженная равнина. И вдруг маленький кустик, а возле него источник воды. Люди бросились к источнику, но после первого же глотка стали выплевывать воду. Она оказалась горько-соленой. Источник этот назывался „мерра“, что значит — горечь. Люди плакали от обиды и отчаяния. И тогда Моисей погрузил в воду деревянный посох. И вода стала пригодной для питья.
По древней христианской традиции принято считать этот посох прообразом Древа Крестного, которое водружено посреди нашей жизни и которое меняет нестерпимую горечь нашей жизни на чистую, прохладную живительную воду спасения. Царство Божие приходит через Крест Христов, через Его бесконечную, обнимающую всех любовь. Пронзенные коваными гвоздями руки Спасителя распахнуты для всего мира, для всех людей. Принимая нечеловеческие муки, Господь сквозь кровавую пелену боли прорывается к нам Своим состраданием, Своей любовью. Он побеждает смерть не для Себя — Он бессмертен — Он побеждает ее для нас, чтобы нас сделать причастниками Жизни Вечной. Он дает нам спасение, купленное огромной ценой, но от нас зависит —принять его или нет. Можно находиться рядом с этим источником и не пить из него. Можно ходить рядом с ним и плеваться от горечи, поскольку гордыня наша не дает признать, что своими силами нам не избавиться от яда злобы, осуждения, зависти, суетности, ненависти, клеветы. Можно стоять, как древние израильтяне, у этого источника и не находить в себе веры, которая бы превратила эту воду из горькой в живую. Да, горькая вода унылой, однообразной, полной монотонных трудов жизни течет и безвозвратно уходит в песок. И нет надежды, нет проблеска, нет спасения. Уныние, болезни, огорчения, холод одиночества, бессмысленность и никчемность бытия — вот „мерра“, горькая вода нашей жизни без Креста Христова.
Но если у нас есть Крест Христов, есть вера, тогда все вокруг меняется, а главное —меняется наше сердце. Христос сказал: „Царство Божией внутри нас есть. Возьми, пойди и пей живую воду Царства Божия“. Он к нам пришел и наполнил Своей благодатью. Нас, непригодных для добра, немощных, недостойных.
Крест — это предельная любовь Господа к нам, нелепым, жалким, слепым существам. Это доказательство не ложности обетования Бога. Какие любящие мать или отец не пойдут на смерть и муку за своего ребенка? И как безмерно усилится страдание, когда дите будет глумиться над страданиями родителей, плевать им в лицо и совершать мерзости прямо у места казни.
Крест Христов выносится на средину храма еще и для того, чтобы напомнить, что Христос продолжает страдать, продолжает распинаться. Что этими людьми — жестокими, коварными, жаждущими крови — являемся мы с вами. Крестные страдания продолжаются. На Христа клевещут, плюют на Него, бьют Его по щекам. Это мы с вами ежедневно и ежечасно пригвождаем Его ко Кресту, чтобы Он не творил Своими руками спасительных дел. Это мы вбиваем в ноги Его гвозди, чтобы Он не ходил среди нас и не мешал нам идти по пути греха. Это мы пронзили Его тело копьем, чтобы можно было нам беспрепятственно служить плотским страстям. Мы напоили Его уксусом, чтобы Он не мешал нам упиваться вином, объедаться и сквернословить. Но неземное величие Креста Христова в том, что, распятый нами, Он простирает руки Свои к распинателям и говорит: „Отче! прости им, ибо не знают, что делают“ (Лк. 23, 34).
И всякому человеку, как благоразумному разбойнику, если только он исповедует Христа, скажет: „Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю“ (Лк. 23, 43).
Однажды в средние века в глухой и безлюдной долине Европы был найден большой деревянный крест с Распятием. С задней стороны можно было с трудом прочитать стершиеся от времени слова:
„Я — Свет, а вы
не видите Меня;
Я — Путь, а вы не следуете
за Мной;
Я — Истина, а вы
не верите Мне;
Я — Жизнь, а вы
не ищите Меня;
Я — Учитель, а вы
не слушаете Меня;
Я — Господь, а вы
не повинуетесь Мне;
Я — ваш Бог, а вы
не молитесь Мне;
Я — ваш лучший Друг, а вы
не любите Меня;
если вы несчастны,
то не вините Меня“.
В Крестопоклонную неделю принято с особенным вниманием относиться к окружающим. Вспоминать тех, кто болен, кто мучится в неволе, кто пострадал от преступлений. Страдания Христа должны вызывать в нас сострадание к ближним.
В России кончают жизнь самоубийством от 50 до 60_ти тысяч человек ежегодно, жертвами убийств становятся до 40 тысяч, гибнут от алкогольных отравлений до 50 тысяч, от передозировок наркотиками — 70 тысяч, а в автомобильных авариях погибают от 35 до 40 тысяч человек. В утробе матери ежегодно погибают от 4 до 5 миллионов младенцев.
Пусть страдания Господа нашего Иисуса Христа не будут напрасными и укрепят нас в наших печалях и скорбях! Пусть крестный путь Его будет примером нам, избегающим испытаний и трудностей! Пусть Воскресение Его будет залогом и нашего воскресения в Жизнь Вечную!
Священник Михаил Резин
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.