На спектакле театра «Пиано» я побывала в Королевстве Дождливых Королей, совсем юных, как Маленький принц Сент-Экзюпери. У героя, рожденного воображением писателя, была своя планета, но ее нельзя было увидеть ни в один самый сильный телескоп, потому что она располагалась в душе ребенка и жизнь ее совершалась по законам, установленным его зорким, любящим сердцем.
Королевства Дождливых Королей тоже нет на карте. Оно не имеет земных географических очертаний. Оно, подобно планете Маленького принца, живет, пульсирует и раскрывается, как древесная почка весной, в детских душах. Оно может быть маленьким — репетиционный зал в школе-интернате, где идет сложный процесс работы руководителей театра Владимира и Марины Чикишевых с детьми. Оно, королевство, на спектакле становится бесконечным, потому что юные артисты посылают в зрительный зал столько света и радости, что, кажется, эти волны выплескиваются за пределы Дома актера и на какое-то время делают наш энергично торгующий город и человечней, и духовней…
Когда я думаю о том, зачем появился на свет этот спектакль, такой живой, от представления к представлению расцветающий новыми красками, движение мысли начинается от одного из первых эпизодов: юные актеры подобрали и лечат больного, брошенного птенца. Лечат лекарствами, любовью, вниманием. И ставят малыша на крыло. И птенец летит: сначала медленно, неуверенно, потом все смелей, свободней, радостней. Образ движения к достойной человека жизни через преодоление трудностей и преград усилием воли, с помощью друзей? Наверное. Ведь юные артисты не слышат и не говорят. Их вхождение в жизнь намного труднее, чем у обычных детей. Но если душа трудится… Зрителю есть о чем думать.
Казалось бы — детский спектакль. С улыбками, веселой игрой на сцене и со зрительным залом, но действие развивается, и по ходу его возникает вопрос совсем не детский — о самоценности человеческой жизни, пропитанной духовным содержанием — искренностью, добротой, верностью, любовью. Тут уместно процитировать мысль средневекового философа Боэция о «творениях»: «все к добру они тянутся вечно, как к единственно мыслимой цели».
Бытие в Королевстве Дождливых Королей начинается с маленького, делающего первые взмахи крыльев птенца. В финале — два трогательных старичка, он и она, на берегу моря, с прожитыми вместе годами, с нежностью и заботой друг о друге и неизбывной жаждой его снова уйти в безбрежные водные просторы навстречу молодым ветрам.
Между этими островами времени — самозабвенное постижение маленькими Королями полноты мира, во всем его богатстве и многоцветии. Полноты, а не суеты.
Время в Королевстве Дождливых Королей наполнено светлой радостью бытия. Вот многоцветная радуга из веющих по сцене невесомых полотен. Белое, красное, голубое… Или это облака, чистое небо, разгорающаяся заря? Вот капли дождя, почему-то хочется сказать — весеннего — танцуют на детской ладошке. А может, это ритмы маленьких сердец? Камертон для зрительного зала? Радостный, неудержимый бег — резвость жеребенка на зеленом лугу. Вот Короли становятся деревьями, а пальцы в белых перчатках — смеющимися листиками или весенним цветением яблони? Или детские руки — крылья бабочек, а, может птиц?
В Королевстве Дождливых Королей нет овеществленности. Да она им и не нужна. Каждый из них может стать в играх и затеях окном в доме, лесным или цирковым животным, показать, как появляется на свет из невидимого яйца невидимый крохотный птенчик, умещающийся в ласковой детской ладошке, и достать прямо из воздуха много других разных занятных вещей. И одеты Дождливые Короли не по-королевски. Ведь они бродячие артисты, поэтому им к лицу костюмы мимов, разноцветные балахоны клоунов и вообще что-то весёлое и непритязательное, сближающее их со зрительным залом, с которым разговаривают прежде всего их тела, их жесты, улыбки — их души.
Те немногие видимые и осязаемые вещи, которые появляются в Королевстве Дождливых Королей, преображаются и одухотворяются по законам этой детской страны. В старую шляпу Короли бережно собирают в театральном зале любящие сердца зрителей, и она уже не поношенный колпак, а хранительница бесценного богатства — разумного, доброго, вечного. Обычный зонтик в волшебных руках юных артистов сначала становится гусеницей бабочки, потом самой бабочкой, яркой, многоцветной, с тонкими усиками-струнками. Или это цветок, который любит бабочка? Зонтик вмещает в себя разных «тварей» и на наших глазах преображается в живое, дышащее чудо, над которым почтительно замирают струи дождя.
…Спектакль кончается. Я смотрю его не первый раз. Я побывала на репетиции театра «Пиано». Я записала на диктофон целую кассету разговора с Владимиром Николаевичем. Время от времени слушаю ее и возвращаюсь мысленно в мир Королей. В нем остается для меня много загадок, которые пока не могу разгадать. Как Владимир Николаевич Чикишев, воспитатель, педагог, режиссер, человек редкой по нынешним временам самоотверженности, как он, из каких глубин детского сознания достает и посылает вместе со своими питомцами в зрительный зал эти самосветящиеся улыбки Добра, это сияние детских глаз? Как к финалу спектакля маленькие, не прошедшие через сложности жизни артисты превращаются в трогательных старичков, проживших в нежном внимании друг к другу долгие годы? Вся история их любви в маленьком эпизоде… Как из своей полной тишины юные артисты выходят в мир непростых взрослых отношений, в мир природы, кажется, почти слышимых ее звуков — плеска дождя, шелеста листьев, пения вьюги? Здесь что-то библейское, что-то от Священного Писания: «Будьте как дети». Хочется понять, как это все рождается — до самой незначительной мелочи, до самого донышка.
… Рядом возникает мысль о детской игре, ее содержании, такой важной роли в жизни ребенка. Умная, добрая игра, ненавязчиво подсказанная и показанная взрослыми маленькому человеку, многое определяет в его взрослении, в формировании личности, часто — в жизни. Дождливые Короли играют на сцене в прекрасный человеческий мир Мечты. Но не только сами играют. Они зовут и приводят в него своих маленьких и больших зрителей, зовут и приводят на сцену и учат этой игре. Учат, хочу думать, чтобы мечта осуществилась.
Как это важно сегодня, когда наши дети сызмальства втянуты в зло телеэкрана, в компьютерные «пулялки» и «стрелялки», где кровь льется рекой, а жизнь равна щелчку компьютерной «мышки». На виртуальной территории самоценность человеческой жизни уничтожается с младых ногтей.
Мечтаю. Конечно, это моя фантазия. Но все же. Если очень целеустремленно мечтать, то она, мечта, иногда осуществляется. Если бы у театра «Пиано» был свой театральный дом, куда могли бы как в Школу Человечности приходить дети — от дошколят до самых старших школьников… Не один, не пару раз в год, как сейчас мы приходим к Дождливым Королям в Дом Актера, а гораздо чаще. Дух захватывает от возможностей такого проекта, в котором могли бы соединиться, подружиться неслышащие дети с обычными детьми и, взявшись за руки, пестовать Человека доброго, любящего, творческого в себе, в повседневной жизни, во времени, которое дала им судьба.
Лидия ЧУБАРОВА
Справка:
Театр «Пиано» существует 23 года при Нижегородской школе-интернате для слабослышащих детей. Основная задача организации — создать условия, при которых дети, лишенные слуха, имеют возможность полноценной творческой деятельности вместе со своими нормально слышащими сверстниками. Слабослышащие дети обучаются театральным дисциплинам, принимают активное участие в фестивалях, конкурсах, где среди участников и зрителей специально не выделяются люди с ограниченными возможностями.
В репертуаре студии — авторские спектакли, концертные программы в жанре пантомимы, танца, клоунады. В настоящее время театр является театрально-педагогическим центром, связанным общими проектами с театрально-педагогическими и реабилитационными центрами России и зарубежных стран. Театр «Пиано» — участник более 35 международных театральных фестивалей, проектов и акций в 11 странах мира.
С 1986 года силами театра «Пиано» проводится программа «Дети — детям!» . Особую категорию зрителей составляют те дети, которые в силу жизненных обстоятельств или серьезного недуга не могут сами прийти в театр. «Пиано» — это театр, который сам приходит к своим зрителям, к тем, кому особенно необходимо ощутить внимание и заботу окружающего мира.
Спектакли театра «Пиано» проходят в школах, детских больницах, детских домах, реабилитационных и коррекционных учреждениях, а также в профессиональных театрах Нижнего Новгорода, Москвы, других городов России, на Международных театральных фестивалях для всех категорий зрителей независимо от возраста, национальности, наличия медицинского диагноза.
Адрес театра : 603144, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 9,
тел./факс +7 (831) 212–53–72 / +7 (831) 431–22–79
http://www.theatre-piano.org / e-mail: vladimir@theatre-piano.org
Газета «Нижегородские епархиальные ведомости»
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.