О таких, как он, на фронте говорили: сын полка. Однако клирик борского храма в честь Успения Божией Матери отец Валентин Мошков, начавший свой трудовой путь в 11 лет на аэродроме запасного истребительно-авиационного полка, называет себя его воспитанником. «Если сын полка, то выдавали военный билет и форму, а у нас, на прифронтовом аэродроме, ничего не было»,— пояснил он.
—Таких, как я, в нашей полевой части было четверо,— вспоминает отец Валентин.— Когда в 43-м под Смоленском погиб отец, нас у матери осталось пятеро, я самый старший. Под Арзамасом с 1939 года учились курсанты, которых готовили в военные летчики— местных ребятишек к этому месту тянуло как магнитом. Я тоже часто гулял там, пока однажды женщина из воинской части не пригласила меня поработать в солдатской столовой.
Неожиданная награда
Отец Валентин вспоминает, что из-за возраста официально оформлять на работу его не стали, хотя, как и другим вольнонаемным поварам, ему приходилось чистить картошку, драить армейские котлы с утра до вечера.
Конечно, участвовать в боевых действиях 12-летнему мальчонке никто бы не позволил, но хоронить старших боевых товарищей все-таки пришлось. Доводилось ему помогать техникам заправлять самолеты, смазывать пулеметы и пушки, а когда для боевых тренировок пригнали трофейный «Хейнкель–111», паренек излазил его вдоль и поперек, изучая вместе с другими однополчанами уязвимые места.
В июне 46-го Валентин Мошков получил свою первую военную награду— медаль «За победу над Германией».
—Поскольку у меня была только справка о том, что я работал в воинской части, то я и не думал, что меня когда-то наградят. Но однажды меня вызвали в военкомат. Пришел я туда один, и наш военком, майор Киселев, торжественно вручил мне награду. Помню, я не плакал, не смеялся, но чувствовал большую радость и гордость. Правда, тогда с медалями не ходили, это уже потом прошел цикл передач «Фронтовики, наденьте ордена!». Да и льгот никаких у нас не было, разве что в 90-х годах выдали бесплатный проездной— да зачем он мне, если я никуда не езжу?
И снова— на службу
После войны Валентина Мошкова направили в Суворовское училище. Для юноши из уездного городка это была большая честь, однако от нее пришлось отказаться— ради матери. В войну мама работала в колхозе, получила медаль за доблестный труд, но теперь одной, без сына-кормильца вырастить детей ей было бы нелегко.
В 47-м году в Выездное, где жили Мошковы, приехал священник Николай Кулагин с дочерью Руфиной. Между молодыми людьми завязалась дружба. Когда через два года батюшку перевели в Рожново, Валентин вместе с приятелями помогал ему красить и белить храм и даже реставрировать иконы. Вскоре молодые люди поженились, а Валентину так полюбились сельская природа и тишина храма, что он с радостью согласился с предложением тестя перейти на церковную службу.
—В 57-м меня назначили псаломщиком в Арефино, а через четыре месяца рукоположили в сан диакона. Нам с матушкой дали домик в Рожново, и я прослужил там 13 лет диаконом, потом до 84‑го года— священником, а затем уже меня перевели в Ворсму настоятелем,— рассказывает отец Валентин.
Служил батюшка и в Карповской церкви Нижнего Новгорода, пока в феврале 91-го его не отправили на Бор— в Успенскую церковь. Там было почти голое место: земля и остов храма.
—Мы соорудили алтарик, деревенские плотники сделали престол, жертвенник, за утварью стали ездить в епархию. Пока достраивался храм, служили в трапезной. Постепенно все наладилось: появились иконостас, купола, колокольня, провели отопление.
У отца Валентина семь медалей, последняя награда— к 65‑летию Победы. Два раза 9 Мая со всеми борскими фронтовиками он выходил на Площадь Победы, служил панихиды по погибшим в храме и на кладбище у братской могилы.
—Раньше я был посвободнее, а сейчас приходится служить и в праздники, так что парад смотрю только по телевизору. А тогда, в 45-м году,— вспоминает ветеран,— мы в пять утра взяли машину, поехали по селу и все кричали: «Победа, победа!»
Уже давно отец Валентин отошел от мирских дел, сосредоточившись лишь на пастырском служении, но об уроках 41‑го не забывает. Прежде всего, считает, что всем нам нужно быть бдительными, научиться беречь и любить свою Родину, детей, стариков. Только тогда у человека появится сила, которая поможет выстоять в борьбе— и в политической, и в духовной.
Подготовила Людмила Крапивина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.