«Дорога к дому»

12:59, 10 сентября 2008

10 сентября исполнилось шестьдесят лет священнику Александру Дикаркину.
Сейчас отец Александр служит в храме в честь Рождества Христова села Мухтолова Ардатовского благочиния. Из этих мест батюшка родом, здесь живет и здравствует его большая семья, здесь по сей день работают его родители. Отсюда много лет назад он уехал «искать правды» и сюда вернулся седобородым священником спустя десятилетия.

Долгая жизнь — всегда источник интересного рассказа, но долгая жизнь искреннего и сильного человека, живущего в России на стыке эпох, веков и тысячелетий… Событий такой жизни хватило бы на большую книгу.

О семье
Свою семью, историю которой батюшка может проследить на триста лет вглубь веков, отец Александр называет «чисто крестьянской». Родители поженились после Великой Отечественной войны, на которой пришлось повоевать обоим. Александр был старшим из четырех детей. Когда церкви в родном селе Круглове под Ардатовом не стало, бабушка Анна организовала у себя молельный дом. При нем росли и учились многочисленные дети: племянники, внуки и правнуки молитвенницы.
Когда мальчик, названный в честь святого князя Александра Невского, осознал себя православным христианином? Батюшка, наверное, не смог бы ответить. Православие было и остается духом этой семьи, ее объединяющим началом. Когда он начал дышать? Когда родился…

О вере
После армии Александр Дикаркин вернулся в родные места ненадолго. Отношение к лживой советской власти не позволила молодому человеку продолжить образование. Для поступления в техникум, а тем более в ВУЗ, требовалась комсомольская характеристика.
— Заигрывать с советским государством было противно, — вспоминает отец Александр. —
В поисках той жизни, в которой не было бы места партийным функционерам, я уехал за Урал. Жил в селе, на лесозаготовках, в тайге. Работал пожарным, лесничим, кузнецом. На праздники летал на самолете в ближайшую действующую церковь за 900 километров.
Во время одной из таких поездок Александр встретил будущую жену, дочь своего армейского командира, красавицу-певицу Веру. В тридцать три года Александр Дикаркин женился. Один за другим на свет появились сын и дочь, «красные детки», как говорят в народе. Молодые обосновались на севере Тюменской области.
Дружно жили, хорошо зарабатывали. Казалось, чего еще желать?
Однажды, помогая священнику в Знаменском соборе города Тюмени, Александр встретил епископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Копалина), только назначенного архиереем. Епископ Димитрий обратил внимание на высокого благообразного прихожанина храма. Именно Владыка Димитрий стал тем человеком, который указал Александру Дикаркину его истинное место и дело в жизни — быть православным священником.
В сорок два года Александр начал курс обучения в Тобольской духовной семинарии.
— Вместе с детьми за партой сидел, — с улыбкой говорит батюшка.
С огромной признательностью он вспоминает сейчас своих преподавателей, своих учителей в самом истинном, евангельском смысле этого слова.
Будучи студентом семинарии, Александр Дикаркин был рукоположен во диаконы, а спустя четыре месяца — во иереи. Совершив сорок богослужений в Знаменском соборе Тюмени, молодой священник получил от Владыки новое послушание, которое стало отдельным, трудным, но радостным и незабываемым этапом в биографии отца Александра.
Распределен он был в старинную церковь Рождества Пресвятой Богородицы поселка Березово с поручением пастырского окормления четырех крупных районов епархии.
Батюшка Александр получил под опеку район площадью в шесть тысяч квадратных километров, простирающийся от Тюмени до Тобольска.
Вместе с помощником, известным православным миссионером, дьяконом Николаем Терпуговым, он окормлял территорию, превышающую по площади Европу.
На вертолете — зимой, а летом — речным транспортом они объехали всю Западную Сибирь.
— Храмы в Сибири были разрушены почти повсеместно. Богослужения, требы и Таинства мы совершали в сельсоветах, в школах, детских садах, домах культуры, — вспоминает отец Александр.  — Там, где приходов не было, вели документацию сами, подсчитывая число жителей, обратившихся к тому или иному Таинству. Согласно этим записям, за шесть лет я собственноручно крестил десять тысяч человек. Такое время было.
А сектанты? Здесь, в средней полосе России, страсти кипели все-таки не так, как в Сибири. Там, где водятся большие деньги, за души человеческие ведется борьба не на жизнь, а на смерть. И это не преувеличение! — рассказывает отец Александр.
Постепенно ситуация изменялась, православные церкви возводились и восстанавливались тогда по всей России. За время служения на далеких приходах Западной Сибири батюшка руководил строительством двух храмов. Оба они были освящены в честь преподобного Серафима Саровского. Больше приезжало священников, легче становилось пастырское служение.
Вновь жизнь священника Александра Дикаркина приобрела долгожданную стабильность. Дружная семья, собственный дом, хороший приход в Березово, активная православная община, во всем поддерживающая своего батюшку…

Дорога домой
В 1993 году с визитом к епископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию приехал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Иерей Александр Дикаркин оказался среди клириков, служащих двум архиереям.
— Откуда ты? — обратился к нему после Божественной литургии владыка Николай.
— Священник Березовского прихода Тобольской епархии, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, — по-военному четко и молодцевато ответил митрополиту сибирский батюшка.
— Откуда ты? — повторил вопрос Владыка.
Даже сейчас при воспоминании об этом разговоре слезы наворачиваются на глаза отца Александра…
— Ардатовский… — ответил он.
— Ну, так возвращайся домой, в Ардатов, — сказал с улыбкой митрополит.

Тогда, собственно, и было принято решение о переезде. Нет, о возвращении. Еще долгих пять лет дела Тобольской епархии требовали присутствия батюшки.
— Сейчас на моем месте пятнадцать священников служат! — смеется отец Александр.
В 1997 году состоялся его перевод в Нижегородскую епархию, под начало митрополита Николая (Кутепова). Давнего сибирского знакомца Владыка узнал сразу. Следующие десять лет отец Александр служил на приходах в Шарангском и Тонкинском районах. Всюду деятельный и неунывающий батюшка умел создать полноценную православную общину, с крестьянской хваткой и умением поднять приходское хозяйство. Но постоянной его мечтой и целью был дом, построенный в Круглове на том месте, где родился. Дом, окруженный полями, которые триста лет пахали его деды. Служба в храме, среди прихожан которого будут родные, двоюродные и троюродные братья и сестры, их дети и внуки.

В мае 2007 года иерей Александр Дикаркин был назначен клириком в храм в честь Рождества Христова села Мухтолова Ардатовского благочиния, расположенного в нескольких километрах от малой родины батюшки. Священник, впервые рассказавший о Христе десяткам тысяч людей по всей России, вернулся домой, чтобы говорить о Нем своим землякам.

О прошлом и будущем
О спокойной пенсионерской жизни батюшка не думает. Не удивительно — его отец Ананий Яковлевич Дикаркин, проработавший в местном колхозе с 1939 по 2006 год, с перерывом на войну в свои 84 года помогает восстанавливать Нучинский скит; мать — Евдокия Алексеевна — работает на пасеке.
Храм в селе Круглово так и не был восстановлен. За несколько месяцев жизни в родном селе отец Александр добился передачи церкви пустующего старинного здания. Будем надеяться, что скоро Круглово станет называться селом по праву: там появится собственный храм.
— Я — счастливый человек, — признается отец Александр. — Все, чего я хотел и о чем молился, претворилось в жизнь. Мог ли надеяться мальчик, тайком от милиции пробирающийся в Дивеево на службу, что через полвека там будет действующий монастырь, что сам он станет священником, что Россия вспомнит веру православную? Он мог только мечтать и молиться об этом.

Елизавета БЕРЛИН
Фото Георгия ЛИКИНА