У православных начался Великий пост. Кто-то готовится к духовным подвигам, а кто-то задается вопросом — можно ли провести пост с пользой для тела. Судя по количеству вопросов, задаваемых в блогах и форумах, многих волнует, можно ли сидеть на диете с целью похудения и поститься одновременно? Будет ли такой пост «настоящим»? Как начать поститься впервые? Изучать ли состав каждого продукта? Мы попросили иеромонаха Димитрия (Першина) помочь разобраться в этих и других вопросах о посте.
— Отец Димитрий, можно ли худеть в пост?
— Можно. Я худею. (смеется)
— То есть в том, чтобы одновременно соблюдать пост и сидеть на диете с целью похудения, ничего такого нет?
— Абсолютно, это просто разные измерения человеческой жизни.
— Если человек по-настоящему постится, насколько верно преследовать в пост еще и цели, связанные с внешним видом и фигурой?
— Если Авва Дорофей говорит о хранении совести по отношению к вещам, то уж тем более внимание к здоровью и внешнему виду входят в круг христианских забот. А как иначе ты сможешь помогать, раздавать себя тем, кто нуждается в тебе? Делать свое дело? Исполнять послушание? Так что, на мой взгляд, можно, постясь и молясь, приглядывать и за своим осликом, чтобы он копытца не отбросил, жирком не заплыл, и вообще был в работоспособном состоянии.
— Пример: человек занимается в фитнес-клубе, и тренер говорит, что ему никак нельзя соблюдать пост в предлагаемом церковным Уставом объеме. То есть сухоядение исключено вообще, и весь Великий пост надо есть рыбу, иначе тренировки придется прекратить.
— Что касается сухоядения, то оно, пожалуй, все же исключено для большинства православных христиан. Даже не в каждом монастыре имеет место сухоядение, а на приходах это исключительно по благословению духовника.
То же самое касается рыбы, которая вообще предполагается в рационе мирян. По крайней мере, мы видим ее в рационе семинаристов, учащихся в Московской Духовной Семинарии и Академии. Кроме седмицы первой, когда читается канон Андрея Критского, и мы входим в пост, и кроме Страстной седмицы. Посетители фитнес-клубов вполне могут пожертвовать, и не просто могут, а у них иначе и не получится, если они всерьез бывают на богослужениях, двумя этими неделями для строгого поста, а в остальное время поститься по мере сил. В любом случае, это вопрос, который относится к компетенции духовника.
Мера соотношения заботы о здоровье и заботы о душе — это все-таки вопрос духовной жизни. И общих ответов тут быть не может. — Многие из тех, кто хочет впервые соблюдать пост, ориентируются на то, что пишут в календарях, а там указан монастырский устав.
— Надо этот стереотип разрушать.
— Батюшка, а что бы Вы посоветовали людям, которые хотят начать соблюдать пост впервые?
— Я бы посоветовал начать пост с исповеди. И уже на ней задать этот же вопрос священнику. Потому что пост — это всего лишь средство. Смысл поста не в том, чтобы не есть или не пить. Смысл поста — во встрече, встрече с Богом. И что здесь является более важным для человека: не вкушение еды или отказ от каких-то вещей, которые его душу оскверняют и омрачают — это вопрос к священнику. Иной раз важнее отказаться от того, чтобы сидеть в какой-то информационной грязи, смотреть какие-то, никому не нужные, передачи, чем воздерживаться в пище так строго, как это предполагается ы монастыре.
А бывает и наоборот, что именно воздержание в еде дает человеку силы, укрепляет его для того, чтобы было легче преодолевать другие искушения. У Константина Кинчева — лидера рок-группы «Алиса» — в одной из последних песен есть замечательные строки: нам дано «укрепляться поста правилом». Если Кинчев нашел для себя смысл и радость в соблюдении постов, то не исключено, что и обычный человек сможет найти для себя в этом поддержку и укрепление.
— Многие, когда начинают поприще посте, думают, что нужно тщательно изучать состав продуктов, и не покупать все, что содержит даже какие-то следы непостных ингредиентов.
— У меня есть знакомый батюшка, протоиерей Михаил Дронов, он сейчас служит в Германии, а когда-то читал лекции у нас в православном университете. Это было лет пятнадцать назад. Его одна девочка, моя сокурсница, спрашивала: «Батюшка, а что делать — говорят, в хлеб добавляют яйца. Можно ли хлеб — постом?» На что отец Михаил, человек не без чувства юмора, резонно заметил: «Знаешь, чадо, ты все ешь, и хлеб ешь, но как увидишь яйцо — выковырни его пальцем и ешь дальше».
— А на практике что это значит? Можно ли покупать постом какие-то продукты и не смотреть на их состав?
— Строго говоря, на то он и состав, чтобы его изучать. В наше время не изучать состав продуктов — это примерно то же самое, что в годы Великой Отечественной ходить по заминированным полям. Можно очень сильно напороться и, чтобы себя поберечь, лучше заглядывать в этикетку — что же туда заложено, и, главное, кто производитель. Потому что иной раз количество красителей и заменителей лишает нас возможности ощутить вкус того, о чем повествует эта самая этикетка.
А с другой стороны, по мысли апостола Павла, «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор 8:8). Но если кого-то это может соблазнить — лучше я «не буду есть мяса вовек», говорит он же. Поэтому, если мы находимся дома или в магазине, и у нас есть время и возможность разобраться, сделать какие-то выводы — имеет смысл поинтересоваться, из чего состоит то блюдо, которое предлагается нам в красивой рекламной упаковке. А если мы в гостях, то, по крайней мере, монашеская традиция предписывает воздерживаться от исследования вопроса «из чего» и «почему», есть все, но при этом дома стараться строго соблюдать пост.
Но опять же, общего рецепта нет, каждый раз надо смотреть по ситуации. Если хозяева знают, что мы православные христиане и специально для нас готовили постную еду, то будет глупо налегать на скоромное. А если никто не знает, что мы держим пост, то здесь имеет смысл смириться и есть предложенное без исследования. А потом в домашних условиях более строго себя ограничивать в чем-то.
— Многие жалуются, что сейчас постная еда, фрукты и овощи, стоят дороже, чем непостная еда. В этом случае пост имеет смысл?
— Это зависит от уровня благосостояния. В 20 веке в Греции, в годы геноцида греков и армян, один греческий архиепископ благословил бежавших из Турции греков не поститься Великим постом, потому что условия жизни в то время у них были более чем постные. Сейчас кризис, и для кого-то вопросы поста вопросы вторичны, тут — выжить бы. Христианство — не фарисейская религия. Если переформулировать слова Спасителя по поводу субботы, мы получим такую постную максиму: «Не человек ради поста, а пост ради человека».
— Отец Димитрий, что делать конкретному человеку, если он стеснен в средствах, и фрукты-овощи для него дороги, кризис? Можно пост нарушать, получается?
— Если это вопрос выживания, если это ситуация, когда не на что жить — конечно, лучше есть все и за всё благодарить. Другое дело, что кризис перевернул ценовые пирамиды. Пожалуй, впервые за многие годы хорошая рыба стала дешевле, чем мясо. Потому что мясо чаще импортное, а рыба — в большинстве случаев — наша, отечественная. Для людей, жизнь которых не на грани выживания, поститься стало проще именно в кризис.
Беседовала Мария Абушкина. Сайт «Православие и Мир»