Сохраняя древние традиции

17:22, 21 апреля 2009

Два года назад городская дума впервые в истории нашего города приняла уникальную по своей многоплановости и широте охвата потенциальной аудитории программу «Молодежь Нижнего Новгорода», рассчитанную на 2007- 2011 годы. Вопрос молодежной политики администрация города вынесла на заседание городской думы на основании общественных слушаний, в которых принимали участие люди разных поколений, прежде всего молодежь.

Сегодня, в связи с тем, что 2009 год правительство России объявило Годом молодежи, актуальность намеченных мероприятий особенно велика.
О ходе реализации программы «Молодежь Нижнего Новгорода» и  о других аспектах молодежной политики мы попросили рассказать директора департамента образования и социально-правовой защиты детства Ирину Борисовну Тарасову.

— Ирина Борисовна, какие новые формы работы с молодежью появились у нас благодаря принятой программе?
— Программа позволяет решить те вопросы, которые раньше были проблемными или не затрагивались вовсе. Если раньше, выстраивая молодежную политику, мы ориентировались главным образом на учащихся старших классов школ, то теперь в программе «Молодежь Нижнего Новгорода» значительный акцент сделан на рабочую и студенческую молодежь.

Программа поддерживает молодежные общественные организации и клубы, которые занимаются патриотическим воспитанием. Сегодня 42 клуба имеют свои программы и выезжают с ребятами в летние лагеря.

Мы начали открывать памятные доски участникам боевых действий по предложению учащихся, ветеранов войны в Чечне и Афганистане.

Буквально недавно, с января, в трех районах города молодежные отряды совместно с участковыми инспекторами помогают поддерживать порядок на улицах. Для ребят приобретена форма, подготовку к этому служению они проходят в областном УВД.
Результатом работы программы можно назвать создание Городского студенческого совета и активизацию деятельности школьного парламента.
Дважды в день выборов мы проводили школьный референдум, когда ребята делали свои избирательные участки, заполняли анкеты, и из их ответов у нас сформировался уже второй наказ главе города, председателю думы и т.д. Кстати, когда проводился первый референдум, мы думали, что ребята попросят компьютерные классы, а они писали о ремонте спортивных залов, обустройстве спортивных площадок на школьной территории. Благодаря их наказам мы начали строительство первых 16 площадок, а сегодня их уже больше 50, то есть в каждой четвертой школе теперь есть своя площадка.

Мероприятия программы очень разнообразны, вместе с ребятами мы выпустили о них целую книгу. Надо сказать, что практически каждый департамент администрации участвует в ее реализации. Самое главное, она объединяет взрослых и молодежь, а когда все вместе — это здорово, это так и должно быть.

— Что можно сказать о состоянии нижегородских школ и дошкольных учреждений? Есть ли проблемы с их наполнением?
— Несмотря на то, что этот год кризисный, к концу июля мы завершаем строительство трех новых школ: №102 на улице Деловой, №118 в Бурнаковском микрорайоне и №81 в Сормовском районе на улице Федосеенко. Первые две школы находятся в районах бурного строительства, где они просто необходимы. Что касается школы №81, практически 12 лет приписанные к ней дети учились в двух садиках, поскольку основное здание школы было закрыто.

Так что потребность в дополнительных местах, конечно же, есть, хотя время заставляет внимательно следить и за наполняемостью школ, и за тем, на что расходуются бюджетные средства в плане их содержания. Поэтому сегодня решено, что сормовская школа №155 и школа в Зеленом городе будут переданы Нижегородской епархии, школа №150 встанет на капитальный ремонт, а ребята будут переведены в 109-ю школу. Также закроются две школы в Приокском районе, где сейчас учится по 19–28 человек, а детей на автобусе будут возить в близлежащую хорошую школу, поскольку качество образования должно быть на уровне.

Что касается новых дошкольных учреждений и мест в садике, это, как и в других городах, больная тема. У нас удовлетворенность в детских садах составляет 86%, тем не менее, очередность очень большая. В 2005 году открылось всего 9 новых групп, в прошлом — 40 дополнительных групп за счет комнат для творческих занятий. Возвращаются бывшие здания, которые ранее были переданы в аренду или просто стояли и рушились, несколько садиков мы освобождаем от школ и уже готовим сметную документацию на ремонт.

— Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского с 2006 года проводит конкурс «Серафимовский учитель». Существуют ли подобные конкурсы в светской системе образования?
— Четвертый год городской департамент образования проводит городской конкурс «Учитель года». Учителя присылают свои разработки, проводят уроки, и на последнем этапе конкурса выбираются лучшие из лучших.

Каждый год, открывая праздник, мы говорим, что здесь нет побежденных и победителей. Более того, в процессе соревнования учителя становятся не просто коллегами, но и друзьями: те, кто не прошел в финал, помогают победителям показать урок со сцены.

Таким образом, конкурс позволяет учителям разных школ, районов общаться, видеть себя на фоне других — это великолепный профессиональный праздник.

Конечно, мы награждаем всех учителей, принимающих участие в этом конкурсе, и очень гордимся, что такой конкурс у нас есть.
Конкурс «Серафимовский учитель» — это тоже здорово, потому что учителя принимают в нем активное участие, и мы слышали много хороших отзывов. Возможно, в будущем следует приглашать победителей на заключительный этап нашего конкурса, чтобы светские учителя также имели возможность ознакомиться с их работой.

— Несколько лет назад был подписан договор о сотрудничестве между департаментом образования Нижнего Новгорода и Нижегородской епархией Русской Православной Церкви. Что изменилось за это время в учебном плане?
— Школа у нас светская, и в учебном плане сегодня официально нет православия, но я считаю, если есть на то желание родителей и учеников, такие группы могут формироваться по заявительному принципу, как факультатив по русской культуре, православию. И такие занятия проводятся по заявлению родителей.
Мы обучаем учителей, которые ведут такие уроки в школах, совместно с епархией устраиваем семинары. Более того, даже в педагогическом университете у нас обучается теологии группа учителей.

Надо отметить, что теологию мы ввели и в секции Научного общества учащихся (НОУ). Интересна предыстория этого вопроса. В то время когда я работала еще директором школы, одна ученица написала работу, в которой не смогла разобраться заслуженная учительница истории. И вот тогда у нас была первая попытка выхода к служителям Церкви, то есть жизнь подсказала, что есть дети и с другими интересами.

Поэтому сегодня у нас есть такая секция, и она живет и действует. Также как и Рождественские чтения, которые проходят чаще всего в Печерском монастыре, проводятся очень достойно, на высоком уровне, как по содержанию, так и в организационном плане. Полагаю, что и дети, и учителя, которые принимают в них участие, надолго запомнят это событие.

Мы думаем над тем, как создать в школах особое место для православных факультативов, куда бы ребенок вошел и ахнул от красоты, от необычности. Возможно, настенная роспись, оформление, которое мы продумываем совместно с православными художниками, будут настраивать на то, чтобы поговорить о русской душе, об истоках русского православия, о нашей истории и, конечно же, о людях, которые сыграли в ней выдающуюся роль.
Первый такой центр мы планируем создать в новой школе на улице Деловой. Я очень благодарна владыке Георгию, что он откликнулся и принял участие в двух наших совещаниях по этому поводу. Общение с Владыкой, другими священнослужителями обогащает наши знания по истории родного города, так что если благодаря им расширится кругозор у ребят, полагаю, это будет удачно и хорошо.

У нас с Нижегородской епархией существует великолепный проект, который уже тиражируется в другие районы, — это «Ильинская слобода». Он включает целую программу мероприятий, реализуемых в Нижегородском районе: экскурсии по программе «Золотые купола», которые проводят сами ребята; деятельность на территории монастырей и церквей в летние каникулы; целая серия православных праздников с дошкольниками, начиная с Рождественской елки, и многое-многое другое. Что касается других районов, например, Автозаводского и Сормовского, они берут элементы этого проекта и используют их в своих мероприятиях.

— Сегодня со стороны гражданского общества, в том числе бизнес-структур, Русской Православной Церкви, наблюдается повышенный интерес к сфере образования. Появляются частные школы, православные гимназии и детские сады, устраиваются конкурсы по духовно-нравственному воспитанию молодежи, в которых активно участвуют учителя и воспитатели. Как вы считаете, есть ли будущее у подобных инициатив?
— Думаю, все зависит от того, в чьих руках тот или иной проект, как ведут себя конкретные люди. Нижний Новгород — это город, где власть, купечество, православное духовенство и простые жители всегда были вместе. Эти традиции не утрачены спустя столетия и будут поддерживаться и впредь.

Беседовала Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.