Во время паломничества в Дивеевский монастырь иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) дал интервью телерадиокомпании «Образ».
— Владыка, расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от посещения Нижегородской земли.
— Я второй раз в России и не устаю удивляться благочестию и богопочитанию русских людей. На меня произвело большое впечатление, что русские службы очень длинные и люди всегда от начала до конца их выстаивают. Например, литургия, которую мы совершили с архиепископом Георгием, длилась три с половиной часа. И люди не только выстояли ее, но и после не разошлись, а стояли и ждали, когда выйдут священники и архиереи, чтобы взять у них благословение.
— Мы знаем, что в Греции очень почитают святого Серафима Саровского. А кем лично для вас является преподобный?
— Я много читал о нем еще до моего первого приезда в Россию. И я считаю его не только русским, но и вселенским святым. На мой взгляд, самое главное в нем то, что он выражает разницу между восточным и западным богословием. По мнению священника-иезуита Тейяра де Шарде, окружающие люди являются для нас адом, а Серафим Саровский считал ближних своей радостью. Мы должны к каждому человеку относиться как к своему брату, своей радости. Один из святоотеческих текстов гласит: «Если ты видел брата своего, ты видел Бога своего». Если бы сегодня западные люди видели в окружающих не угрозу, а источник радости, очень многое в Европе было бы устроено иначе.
Мы многому можем научиться у преподобного Серафима. Можно бесконечно говорить о его подвижнической жизни, любви к Богородице, отношении ко Христу и Церкви. Серафим Саровский посвятил свою жизнь молитве за мир. Он всю жизнь молился за нас, и мы всегда будем выражать ему свою любовь и благодарность.
Преподобный Серафим стал духовным магнитом, притягивающим к себе людей. Еще его можно сравнить с ядерным реактором, который выделяет энергию во всю вселенную. Своим подвигом он выработал механизм сопротивления злу этого мира. Потому что человек, который преодолевает самолюбие, тщеславие и становится святым, автоматически начинает просвещать других людей, делиться с ними своей святостью.
— У наших стран общая православная вера, а может ли она сблизить наши страны на светском уровне?
— С древнейших времен наши народы объединяют тесные родственные узы. Православие не ограничивается теорией — оно проникает во все сферы человеческой жизни. Благодаря ему у нас общая культура, традиции, менталитет. Мы всегда ценили в людях любовь, общение человека с Богом и умение этим делиться. В этом наша разница с западной традицией, где человек одинок.
Церковные деятели не должны заниматься политикой, а политики — вмешиваться в жизнь Церкви. Но когда политики чувствуют себя членами Церкви и испытывают на себе ее влияние, они приносят большую пользу народу. Мы обязаны сотрудничать ради людей. Церковь пытается решить бытийные, онтологические проблемы жизни человека, а государство и власть — экономические и житейские. Своими ответами на важнейшие вопросы Церковь помогает обществу и государству, потому что одно лишь решение экономических проблем не делает человека счастливым.
Мне радостно наблюдать за развивающимся в последние годы в России сотрудничеством между Церковью и государством. Такое же сотрудничество должно быть между всеми православными народами. У нас общая цель. Воззрения католиков и протестантов относительно мировых проблем хорошо известны, и сейчас западный мир хочет услышать голос православия. Я верю, что в этот момент все православные народы должны предъявить свои традиции миру, который нуждается в этом знании.
[v470]Беседовал Александр Фролов
Версия для печати Татьяны Фалиной