Тема женского духовного образования в России XXI века имеет глубокие исторические корни и необходимость реального продолжения традиций. Ведь именно от женщины во многом зависит климат в семье, здоровье детей, а значит состояние и здоровье нации в целом.
Созданные в середине XIX века в разных городах страны епархиальные женские училища явились образцом исполнения «социального заказа» со стороны государства. По свидетельству обер-прокурора Священного Синода в 1882 году, воспитанницы женских духовных училищ не только становились хорошими женами для священства, но и представляли собой «весьма ценный капитал народных учительниц». А посему за этими училищами прочно закрепился статус «общегосударственного значения».
4 декабря — в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — возрожденному Нижегородскому женскому духовному училищу исполнится 15 лет. И все это время оно оставалось не только верно своим традициям, но и шагало в ногу со временем.
Женские епархиальные училища в России имели свое назначение и особую организацию. Они были созданы в середине 19 века для дочерей православного духовенства, но не являлись сословным учебным заведением. За особую плату, определяемую местным духовенством, там могли обучаться девицы из других сословий общества.
Эти училища состояли в ведении Святейшего Синода, под управлением епархиальных архиереев, и вверялись ближайшему попечению местного духовенства, которое само находило средства к содержанию училища.
Воспитанию и духовному образованию девушки, женщины — будущей жены и матери — в дореволюционной России уделялось особое место. Императором был утвержден проект женских училищ, в котором одна из главных целей образования определялась следующим образом: «Чтобы каждая девица по возможности была благочестивою, хорошо образованною, способною составить семейное счастье своего мужа, человека просвещенного». В 1843 году по инициативе императрицы было открыто первое духовное училище для девиц в Царском Селе.
Воспитывая «епархиалок» в духе православия и народности, духовенство способствовало возвышению и укреплению в сердцах народа лучших национальных традиций. Духовное образование вело людей к духовной жизни и не было достоянием только духовенства. Так остается и по сей день.
Нижегородское женское духовное училище, созданное 15 лет назад по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), остается одним из лучших в Поволжье. Это учебное заведение до сих пор работает и развивается в русле лучших традиций российского женского духовного образования.
Немного истории
Нижегородское женское духовное училище (НЖДУ) существует в нашем городе с середины 19 века. В разные периоды существования оно по-разному определяло и решало свои образовательные задачи.
Инициатива создания в волжской столице учебного заведения, подобного царскосельскому, принадлежит архиепископу Нижегородскому и Алатырскому Иакову. Идея духовенства нашла поддержку в лице княгини А. Г. Толстой, сделавшей в 1857 году первый взнос в разработку проекта и строительство училищных зданий. Помимо денег княгиня пожертвовала в вечное владение училища участок земли на углу улиц Большой Покровской и Холодного переулка.
Основателем училища суждено было стать архиепископу Нектарию. Именно он учредил особый строительный комитет, которому было поручено приобретение материалов и надзор за строительством при участии и ответственности архитектора Кострюкова.
22 октября (4 ноября по новому стилю) 1866 года в день иконы Казанской Божией Матери в присутствии епископа Балахнинского Макария было торжественно открыто Нижегородское духовное училище для девиц. В тот же день была освящена в честь Введение во храм Пресвятой Богородицы домовая церковь.
С самого начала своего существования училище взяло курс на педагогическую подготовку учащихся: многие из выпускниц по окончании женского училища пополнили ряды учителей церковно-приходских школ. В Нижегородском духовном училище девиц преподавались арифметика, чистописание, рисование, русский, церковно-славянский, немецкий и французский языки, гражданская история, геометрия, физика, музыка, церковное пение. Ученицы постигали методику и дидактику. Во главе учебных дисциплин стоял Закон Божий. Кроме того, девицы обучались ведению домашнего хозяйства, рукоделию и кулинарии.
Согласно училищному уставу, утвержденному в 1868 году, была введена шестиклассная система обучения. Епархиальное училище жило в режиме строгости и бережливости. Поведение девиц этого учебного заведения было безупречным.
Строгий и стройный режим жизни нарушили роковые события 1918 года. В стране начали закрываться храмы, упраздняться учреждения Православной Церкви. Последний выпуск воспитанниц состоялся при епископе Лаврентии (Князеве) в июне 1918 года.
Спустя некоторое время нижегородские власти начали мероприятия по отделению школы от Церкви, в них принимал участие специальный отряд красных латышских стрелков и сотрудников ЧК.
К 25 января 1919 года в Нижнем Новгороде было «ликвидировано» сразу несколько домовых церквей, в том числе и Введенский храм при епархиальном училище. Воспитанницы и преподаватели были насильственно выселены из здания. В результате лучшее в Поволжье духовное училище прекратило свое существование на целых 75 лет.
Директор, ставшая мамой…
В Нижегородском женском духовном училище сегодня получают образование те, кто в дальнейшем трудами и молитвами будет помогать людям в обретении Бога своим сердцем, в обретении радости общения со Спасителем.
Поначалу в НЖДУ было создано 2 отделения: регентское и швейное. По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в 2007 году открылось иконописное отделение. Сейчас из-за востребованности иконописных кадров в епархии оно расширяется до иконописной школы.
Здесь действительно работают в режиме «индивидуального подхода к воспитанницам», и, что особенно примечательно, в училище пришли в качестве педагогов и воспитателей те, кто сам окончил его несколько лет назад. Директор училища Ольга Николаевна Тюхова подтверждает:
-Для девочек это теперь самые любимые педагоги и воспитатели, поскольку они сами прошли этот путь и знают нашу жизнь изнутри.
Директор училища называет своих воспитанниц «дочки». Это трогательно и необычно. По собственному признанию, она выстраивает с ними теплые, почти семейные отношения. За каждого ребенка болит сердце. Иногда девочки приходят к ней со своими проблемами и по разным поводам советуются с ней, как с мамой. Ведь многие из них приехали из дальних городов — таких дальних, что родных не видят по полгода. География мест, откуда прибыли девочки, разнообразна: Республика Марий Эл, Татарстан, Молдавия, Краснодар, Башкирия, Екатеринбург, Волгоград.
Ольга Николаевна помнит поименно всех своих выпускниц:
— Помню, у меня училась девочка, которая сейчас подвизается в Горненском монастыре, недалеко от Иерусалима, Машенька, — рассказывает она. -Пришла она к нам практически без голоса и слуха. Но мне рассказала, что каждый день после школы шла в церковь, шестьдесят километров лесом, чтобы там почитать, попеть. Это мне показалось настоящим подвижничеством. Я настояла, чтобы приемная комиссия взяла ее в училище, и она настолько у нас развилась, что стала одной из лучших учениц. Другая наша выпускница в этом же самом монастыре уже приняла постриг с именем Тамара. Матушка Горненского монастыря сегодня искренне благодарит нас за этих девочек, хвалит их за прекрасные профессиональные навыки.
День «епархиалки»
Трудолюбие студенток женского духовного училища скоро, наверное, войдет в пословицу. График у них довольно плотный — с семи утра, а иногда и раньше, они уже на ногах. Кто-то спешит на клиросную практику в один из городских храмов, где часто сам уже и регентует, кто-то — на соборную молитву училища. Утреннему и вечернему молитвенному правилу здесь придается большое значение. С половины девятого утра на всех отделениях начинаются занятия, включающие в себя не только сугубо специальные дисциплины (ручная вышивка, дирижирование, сольфеджио, основы конструктивного рисунка), но и богословские. У каждого курса есть свой духовник — (у первого курса — отец Сергий Загунов, у второго — отец Владимир Цыбышев, у третьего — отец Александр Михайлов, у четвертого — отец Владимир Краев). Священники исповедуют девушек, проводят с ними беседы на духовное темы. После занятий, если нет послушаний, у студенток остается немного времени на самоподготовку. В девять вечера воспитанницы собираются на крестный ход.
Обходя с иконой храм и здание училища, они по обыкновению поют «Тебе Бога хвалим». В десять вечера неукоснительно выполняется вечернее правило, и, наконец, около одиннадцати наступает отбой.
Жизнь в училище интересна и многообразна. Девочки посещают музеи, выставки, концерты, участвуют в совместных музыкальных и поэтических вечерах со слушателями семинарии, в православных конференциях. В НЖДУ прекрасная библиотека, фоно— и видеотека. Для студенток часто организуются паломнические поездки и музейная практика во Владимире, Москве, Дивееве, Троице-Сергиевой Лавре.
«Епархиалка». В самом звучании угадывается нечто сходное со словом «патриархальный». В нем и тепло домашнего очага, и звон церковных колоколов, и даже вкус пасхального кулича… Ученицы женского духовного училища — девушки в прозрачных светлых платочках и длинных темных юбках. Они кажутся сошедшими с дореволюционных фотографий — скромные, благочестивые, исполненные не только внешней, но и внутренней красоты.
Регенты, швеи и иконописцы
Целая стена в училище украшена дипломами из тех городов, где девушки выступали в хоровых конкурсах и заняли первые места. Совсем недавно в учебную программу включили «Устное народное творчество», и, как достойный ответ на изучение такого необычного предмета, родился фольклорный ансамбль.
Музыкальные предметы в училище преподают только педагоги с консерваторским образованием. По словам Ольги Николаевны, на регентское отделение училища поступить несложно, иногда берут даже без музыкального образования, лишь бы был слух и голос. А вот учиться — сложно. Многое зависит от терпения.
— Регент «вытягивает» хор на собственных эмоциях, — делится секретами мастерства руководитель хора НЖДУ Татьяна Кострова, — поэтому он работает больше, чем хор. Регент должен уравновесить хор по тембру, по звучанию, услышать малейшую фальшь и тут же исправить ее.
Девушки, обучающиеся этой профессии, зачастую приходят в училище из семей священников.
— Регент — это призвание, — считает второкурсница Марина Смирнова. Она с двух лет в храме, с девяти — на клиросе, а с четырнадцати регентует сама.
Вообще уровень преподавания в НЖДУ достаточно высок. Уже четвертый год ученицы получают не только профессиональное регентское образование, но и государственное образование в Нижегородском педагогическом колледже по специальности «педагог музыки детских и дошкольных учреждений». На этом старейшем отделении училища существует отделение «экстернат», где уже практикующие руководители церковного хора получают образование по заочной форме. Есть и двухгодичные певческие курсы, на которых все желающие знакомятся с основами музыкальной грамоты и церковного обихода.
Подобно регентам, швеи также получают еще и светское образование, учатся в профессиональном училище №80 по специальности «портной по пошиву мужской и женской одежды». Так что девушка сможет изготовлять не только церковные облачения, но, при необходимости, обеспечивать одеждой свою семью. Богословские дисциплины везде являются обязательными. Мастерство «швейников» часто демонстрируется на выставках в рамках православных ярмарок и праздничных встреч.
Иконописное отделение — самое молодое в НЖДУ. Но, тем не менее, оно уже трансформировалось и выросло в иконописную школу, где впоследствии будут учиться не только девушки, но и юноши. Преподают там иконописцы мастерской «Традиция» и искусствоведы из Нижегородского художественного музея.
Выпускницы духовного училища имеют возможность поступления на теологический факультет Нижегородского педагогического института или продолжить свое обучение в государственных высших учебных заведениях своего профиля.
Год свадеб
-Мы напоминаем им о высоком призвании русской женщины, от которой, как от чистого источника, начинается семья, — говорит Ольга Тюхова. — Насколько правильно и хорошо она выстроит быт, настолько будет благополучна вся ее семья.
Ольга Николаевна называет свое училище «кладовой России», и это не просто громкие слова.
— Учим своих воспитанниц смирению, молитвенности, послушанию, — говорит она. — Если это у них будет, то все в жизни сложится, получится. Духовное образование должно стремиться действовать правильно на сердце и волю женщины.
Часто училище посещает архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Он беседует со студентками, разрешает их недоумения, отвечает на вопросы. Тема разговора последнего визита Владыки была посвящена любви. Любви-служению, любви—жертвенности. И это неспроста. Прошлый учебный год в училище прозвали «годом свадеб»: из пятнадцати выпускниц шесть вышли замуж за семинаристов.
Судьба выпускниц сложится по-разному. Одни из них отправятся вслед за своими мужьями-священниками на приходы, другие останутся при храмах, преподавать в воскресных школах. Но то, что дали им годы учебы в Нижегородском духовном училище, несомненно станет путеводной звездой во взрослой, самостоятельной жизни.
Анна Ермолина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.