Путь мудреца

19:45, 14 июля 2010

Круг наших читателей не ограничивается пределами Нижегородской области. Нам пишут не только из разных уголков России, но и порой из-за рубежа. Сегодня мы предлагаем очерк Наталии Зыковой, директора Русского православного образовательного центра на Кипре. К 150-летию Антона Павловича Чехова Наталия Владимировна подготовила цикл очерков о жизни и творчестве писателя. Автор анализирует биографию и творческое наследие Чехова с точки зрения православного историка и литератора, знакомит читателей с малоизвестными страницами его биографии.

«Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит громадное целое поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец». Эти слова Антон Павлович Чехов записал в 1897 году в своем дневнике. Ему было тогда 37 лет, в дневнике он, уже зрелый человек, анализировал свой внутренний мир, касался вопросов, для себя важнейших. Вопрос о бытии Бога был именно таким для Чехова. Вновь и вновь перечитываю записи в дневнике, пытаюсь понять, где ощущал себя наш любимый Чехов: там, где Бога нет; там, где Он есть, или на пространствах между двумя этими константами, на просторах духовных исканий, горьких потерь и радостных обретений.

Верил ли Чехов в Бога?

Это было лет десять назад. Русский православный образовательный центр принимал делегацию студентов и преподавателей Академии славянской культуры из Москвы. Мы проводили конференцию по проблемам православной культуры. В одном докладе прозвучало то, что духовная составляющая в творчестве советских деятелей культуры вырастает из всей предыдущей русской литературы, были названы имена Пушкина и Гоголя, Тургенева и Чехова. Доклад вызвал не только большой интерес, но и горячие споры. Помнится, один из слушателей сказал с неодобрением: «А Чехов-то тут при чем? Он в Бога не верил!» Эта реплика меня несказанно удивила: православные мотивы в творчестве Чехова мне были слышны отчетливо со времен ранней юности. Завязался разговор, в ходе которого выяснилось, что мой собеседник, в прошлом работник обкома КПСС, в свое время курировал атеистическую работу, поэтому, по его словам, «занимался данной проблематикой вплотную». Он даже процитировал чеховские слова: «Религии теперь у меня нет».

Долго мне не давал покоя этот разговор. Дома, перерыв книжный шкаф, я нашла запись Чехова от 1892 года с признанием об отсутствии религиозности, уходящей корнями в грустное детство. Но как же могло тогда случиться, что Антон Павлович создал такие шедевры русской литературы, как рассказы «Святой ночью», «Студент», «Архиерей»? И как при неверии могли быть созданы кристально чистые в нравственном смысле произведения, а в них действовать герои, путь которых и ныне, спустя почти полтора века, зовет нас к любви, вере, надежде — главным христианским добродетелям?

Глубокая связь с православием

Естественно, что о писателе мы судим, главным образом, по его произведениям. Литература же никогда, за очень редким исключением, не является декларацией взглядов писателя. Но неявно, подспудно эти взгляды находят свое отражение в творчестве. Именно в художественном наследии Чехова православный человек видит глубокую связь с православием. Если же читатель либо исследователь сам не имеет религиозного опыта, вряд ли он расслышит православные мотивы в чеховском мире. А вот о том, как Чехов может повлиять на православного человека в важный момент его жизни, позвольте рассказать на примере близкого мне человека. Ирина, молодая женщина, любимая жена и мать двоих очаровательных малышей, изменила мужу. Она повстречала женатого человека, показалось, что они созданы друг для друга. Начались близкие отношения. Так продолжалось некоторое время. И не хватало у нашей героини душевных сил положить конец этим встречам, хотя Ирина и понимала, что находится в плену греха.. А помог ей в этом… Антон Павлович Чехов. Как-то в свободный вечер Ирина поставила кассету со старым фильмом: ей нравилась музыка к фильму по повести Чехова «Дама с собачкой». А посмотрев фильм, она открыла книгу, которую читала в ранней молодости. О своих чувствах и переживаниях она рассказала так: «Понимаешь, я ощутила такое созвучие в своей душе с сюжетом, с поступками героев, даже ситуации были похожи. А потом, дочитав до конца повесть, представила себя постаревший, прожившей годы во лжи, и эти последние слова повести о том, что решения проблемы нет и всегда надо будет «прятаться, обманывать, жить в разных городах»… А если мы будем вместе понастоящему, то за это придется обездолить сразу несколько самых близких нам людей. Не слишком ли велика цена счастью двоих, да и будет ли это счастьем?». Ирина сумела сохранить свою семью. Помогла и любимому человеку очнуться от наваждения.

У Чехова Ирина нашла ответы на важнейшие вопросы своей жизни. А ведь он никогда не поучал в своих произведениях. Он очень любил своих героев. Кто научил его этой любви, этому вниманию и сочувствию?

Истоки

Основание личности, фундамент мировоззрения любого человека закладывается в раннем детстве. И Чехова не понять без путешествия по южным просторам Российской империи, в город Таганрог. Там, в семье купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова и его супруги Евгении, родился в 1860 году третий сын, Антон. В круг нашего повествования входит Павел Егорович Чехов, человек яркий и противоречивый, щедро наделенный разнообразными талантами, любящий свою семью. «Талант у нас со стороны отца, а душа — от матери», — говаривал Антон Павлович, но, несмотря на многочисленные воспоминания об отце писателя, личность его остается неразгаданной.

Выходец из крепостных, Павел Егорович смог пробиться и стал купцом. Он не особенно любил свою торговую стезю. Будучи разносторонне одаренным, он прекрасно рисовал, играл на скрипке. Любя православное молитвенное пение, создал церковный хор, в котором пели его сыновья. Отец был строг, особенно когда дело касалось послушания и вопросов веры, семья жила в ритме православия. Дети участвовали в богослужениях. Антон Павлович сохранил любовь к церковному пению на всю жизнь. Знание основ православия, православной культуры и традиций помогли ему в будущем создать удивительно достоверные образы, талантливые описания. В гимназии будущий писатель также изучал Закон Божий. А еще дети были приучены к труду, с детства помогали отцу в его торговых делах, работали в лавке колониальных товаров, которую держал отец. Основными покупателями были духовные лица, священники, монахи с Афона. Их рассказы западали в душу маленькому Антону.

Откуда же эти горькие слова: «Я чувствовал себя маленьким каторжником, а теперь у меня нет религии»?

«Ускользающий Чехов»

С легкой руки Бунина, знавшего Чехова очень близко и искренне любившего его, писателя часто называют «ускользающим». Непросто заглянуть во внутренний мир писателя. В своих высказываниях он порой противоречив. Выше мы привели высказывание писателя о детских годах. Вот еще одно: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство». В советские годы критики любили цитировать эти строки, создавалась довольно мрачная картина. Но как тогда родились эти слова: «Отец и мать — единственные для меня люди на земном шаре, для которых я никогда ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди. И одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал»?

Эти прекрасные слова писатель подтвердил благородным отношением к родителям, особенно оно проявилось в их преклонных годах. Признаемся, любое свидетельство содержит в себе элемент субъективности. Видимо, с годами, с высоты жизненного опыта Чехов глубже осознал, что значит любовь родителей. Важной ипостасью этой любви является выполнение главного родительского долга — подготовка к жизни самостоятельной.

Когда семейные обстоятельства вынудили Чехова-подростка прожить три года без родителей (судьба сыграла недобрую шутку с Павлом Егоровичем, он разорился, и пришлось буквально бежать от кредиторов), Антон не растерялся. Он прекрасно учился и окончил гимназию, добившись стипендии. Зарабатывал будущий писатель себе на кров и кусок хлеба репетиторством, еще ухитрялся помогать попавшей в беду семье. О дереве судят по плодам его. Каковы же были плоды родительского труда Павла Егоровича и Евгении Яковлевны?

Возлюбить ближнего

Родителями Чехова были заложены прочные православные устои в душе будущего писателя. Чехов и в жизни, и в творчестве сохранял с православием духовное и душевное родство. Оно не всегда явно и никогда декларативно. Но тихим и ровным светом освещает его судьбу и все написанное чеховской рукой. Задумайтесь на минуту: что привлекает к личности и творчеству Чехова миллионы людей на протяжении почти полутора веков? Любовь к человеку, сочувствие к его бедам, деликатное желание помочь. А ведь Бог и есть любовь. Чехов и в жизни, и в творчестве исполняет Десять заповедей. Он чтит родителей, неиссякаемо трудолюбив, проявляет целомудрие, верность в супружестве, кристально честен, безукоризненно порядочен. Его любовь действенна. Всегда он стремится оказать помощь страждущим, безвозмездным врачеванием он напоминает бессребреников святых Косму и Дамиана, иногда он лечит больных, подвергая опасности свою жизнь. Об этом очень мало говорится, так как его яркое литературное творчество затмило другую, не менее важную деятельность врача. Завершая личностную оценку великого мастера слова, хотелось бы привести один пример, который много скажет о религиозности Чехова. Во время гражданской войны сестра писателя, бесконечно любящая его, Мария Павловна Чехова записала на книге Акафиста: «Надо непременно сохранить эту книгу, по ней молился Антон Павлович».

Русское искание веры

Чехов говорил Бунину: «Ни в коем случае мы не можем исчезнуть без следа. Обязательно будем жить после смерти. Бессмертие — факт. Вот погодите, я докажу вам это». Это ли не религиозность в самом ее высоком проявлении?! Великий русский философ Сергий Булгаков одним из первых расслышал христианские мотивы в творчестве Чехова и сказал: «По силе религиозных исканий Чехов оставляет позади себя даже Толстого, приближаясь к Достоевскому… В его произведениях ярко отразилось русское искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть». А мы можем поблагодарить Бога за то, что родились мы русскими и великий язык, на котором писали гении, — наш родной язык. А значит, мы можем без посредников, пусть и очень талантливых, войти в мир писателя, который сопровождает русского человека на протяжении всей его жизни. И насладиться глубиной его мысли, пронзительным гуманизмом, искрометностью юмора, таинственностью его пьес. А еще, не заблудившись, пройти свой путь в пространстве между «Нет Бога» и «Есть Бог» в верном направлении, имея такого чудного попутчика, как Антон Павлович Чехов.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.