За советом — к батюшке

15:28, 1 марта 2010

Православный телефон доверия всерьез зарекомендовал себя как одна из самых востребованных форм внебогослужебного общения духовенства с верующими. Редакция нашей газеты в сотрудничестве с телефоном доверия регулярно знакомит своих читателей с наиболее интересными вопросами, приходящими туда. На ваши вопросы отвечает штатный клирик прихода Спасо-Преображенской церкви г. Н. Новгорода священник Илия Трушкин

— Можно ли православному человеку страховать свою жизнь и имущество? Не маловерие ли это?

— «Мир лежит во зле» (1Ин 5: 19), — говорит Священное Писание. Поэтому мы запираем на замок свои дома, охраняем магазины и склады, устанавливаем везде сигнализацию, тренируем собак-ищеек. Не маловерие ли это? Все это последствия грехопадения, мы вынуждены делать это, чтобы не допустить большего зла, не ввести в соблазн тех, кто мог бы покуситься на наше имущество и даже жизнь. Мы должны все свое упование возложить на Бога, а все меры предосторожности — вынужденная необходимость вследствие нашей греховности. Правильное христианское отношение будет таким: применять все меры предосторожности к сохранению жизни и имущества, но, если Господь посетит нас каким-нибудь бедствием или лишением, благодушно претерпевать его, помня слова праведного Иова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21).

— В связи с недавним бедствием на Гаити можно ли считать, что Бог покарал беззаконников, ведь Гаити — признанный центр сатанинского культа вуду?

— Подобные мнения возникают всякий раз, когда случаются различные бедствия. Было это и в связи с бедствием в Перми, в ночном клубе. Хочу предостеречь вас от таких выводов. Это Божий суд, а нам не дано право разбирать суды Божии. Как правильно относиться к таким явлениям, показал Сам Господь. Когда пришли к Нему некоторые люди и рассказали о галилеянах, зверски убитых по приказу Пилата, Он сказал: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк 13: 2–5). По своим грехам все люди достойны такого наказания, поэтому считать себя лучше других, раз Господь нас так не карает, — греховная мысль, а уж злорадствовать и вовсе недостойно христианина.

— Можно ли умываться после елеопомазания на всенощном бдении?

— Смело умывайтесь, ведь это необходимая гигиеническая процедура. Елеопомазание — обряд, символическое действие, в котором вам сообщается Божия благодать, елей — лишь вещество, посредством которого она сообщается, поэтому если вы вечером смоете остатки елея с лица, благодать не покинет вас, ее мы растрачиваем греховными делами и помыслами.

— Скоро пост, а у меня плановая госпитализация. Как поститься в больнице? И как молиться, ведь на виду у людей неудобно?

— Что касается поста, то это духовное упражнение, предназначенное смирить плоть и подчинить ее душе. Болящий человек уже смирен своей болезнью, поэтому для него пост послабляется, а то и вовсе отменяется, ибо Церковь ни в коем случае не желает налагать на него лишнее бремя, не по силам. В больнице можно со спокойной совестью кушать, что дадут. Нужно придерживаться того рациона, какой предпишет врач, ведь больничные диета и режим приспосабливаются к характеру лечения и также являются средствами к нашему скорейшему выздоровлению.
Что касается молитвы, то — благодарение Богу — сейчас во многих больницах есть молитвенные комнаты, а в некоторых даже больничные храмы, куда можно прийти помолиться. Если вам неудобно молиться в больничной палате, если вы не достигли взаимопонимания с соседями, то лучше не искушать их и молиться тайно, про себя. Как сказал Господь: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6: 6). Если же вам удалось найти понимание, то молитва в больничной палате в присутствии других принесет духовную пользу не только вам, но и соседям, и это будет вашей деятельной проповедью Христа, к чему христианин призван всей своей жизнью.

— Как Церковь относится к пластическим операциям?

— Здесь нужно в первую очередь смотреть, с какой целью делается операция. Если человек был обезображен в результате болезни, автокатастрофы или пожара, или у него недостает уже душевных сил носить какое-нибудь врожденное уродство, то его желание законно, и Церковь может благословить такую операцию. Если же какая-нибудь благополучная девица, имея вполне привлекательную внешность, недовольна ею и желает ее еще «улучшить», чтобы зарабатывать в шоу-бизнесе или угодить содержащему ее богатому сожителю, то такая операция по «улучшению внешности» будет большим грехом. Это вызов Творцу, давшему тебе твою внешность, противление Его воле, Его смотрению.

— Стоит ли молиться за наркомана? Ведь ясно, что ему уже ничто не поможет?

— За человека, подверженного этой страсти, молиться не только можно, но и нужно. Мало что может ему помочь так, как молитва близких людей и молитва Церкви, ибо сам человек, находясь во власти данной страсти, уже ничем не может себе помочь, его физическая, а еще более — психологическая — зависимости не дают ему молитвенно настроиться. Люди же, его окружающие не просто должны, но испытывают необходимость молиться за несчастного, даже если он безнадежен. Эта молитва нужна и им самим, если они не смогут помочь страдающему. В любом случае их молитва принесет пользу. И я бы не стал так однозначно утверждать, что наркоману уже ничто не поможет. Это неверное утверждение, потому что мы знаем, что «невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18: 27).

— Надо ли осенять себя крестом, проезжая мимо храмов?

— Проходя или проезжая мимо освященных мест — храмов, монастырей, часовен, поклонных крестов, — словом, мест особого присутствия Божия, христианин, если он нелицемерно верует, испытывает естественную потребность осенить себя крестным знамением, поклониться. Только не нужно этого делать картинно, напоказ, мол, я одна во всем автобусе такая правильная. Свои религиозные чувства нужно выражать так, чтобы другие люди проникались уважением к Церкви, чтобы у них это вызывало сочувствие, а не насмешку или презрение.

— Может ли православный человек отомстить обидчику? Есть ли позволительная форма мести?

— Здесь ответ однозначный — нет. Священное Писание нам четко говорит, что такой власти Бог человеку не дал: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим 12: 19). Право судить и наказывать принадлежит Богу, и если мы дерзаем судить и мстить ближним, то присваиваем себе не принадлежащую нам власть Божию. Оставьте своего обидчика на суд Божий. Ответ злом на зло повлечет за собой лишь новое зло, поэтому в Писании сказано: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12: 21).

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.