Ежегодно в середине лета центр духовной жизни Нижегородской епархии перемещается в Дивеево. К 1 августа, Дню обретения мощей преподобного Серафима Саровского, здесь собирается без преувеличения весь православный мир: паломники со всей России, ближнего и дальнего зарубежья — клирики и простые миряне. В этом году дивеевские торжества посетит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — это будет его второй Патриарший визит в нашу епархию. Накануне этого значимого события настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) рассказала нам о том, чем сейчас живет обитель и как готовится встретить свой главный день в году.
— Стало традицией, что подготовка к празднованию памяти преподобного Серафима происходит с участием не только Церкви, но и государственных структур, от губернатора до органов местного самоуправления. В этом году к летним серафимовским торжествам мы начали готовиться еще в мае. Развертывание палаточного городка со всеми коммуникациями, обеспечение паломников питанием, организация милицейских, медицинских и пожарных постов — все это берут на себя госслужбы. На эти цели заложено 16 миллионов рублей из областного бюджета.
Вот какой преподобный Серафим — всех задействовал, всем дал работу! Не только Церковь — все общество объединилось вокруг его имени, и так у нас происходит теперь ежегодно начиная с 1991 года.
О подготовке к торжествам 2010 года
Литургия в этот день всегда проходит на улице. В этом году мы готовим новую конструкцию подиума перед Преображенским собором. Были годы, когда 1 августа после службы паломники спали на траве, на лавочках. И Господь всегда посылал хорошую погоду. С 2003 года для богомольцев организуются палаточные городки. А в этом году Святейший Патриарх освятит в палаточном городке часовню.
Еще мы надеемся, что к 1 сентября школа-интернат, расположенная на территории Святой Канавки, будет перенесена в освободившееся здание МЧС в Сатисе. Это радостное событие и для директора школы.
Кроме того, готовится к освящению храм-часовня на московском подворье, есть распоряжение освятить его в честь Собора Дивеевских святых.
Не менее важна и молитвенная подготовка: мы молимся, чтобы Господь послал нам помощь свыше, помог все устроить, чтобы никто не был забыт. Трудности могут появиться на каждом шагу, и мы от этого не застрахованы. Осознавая свою немощь, при подготовке к торжествам мы обязательно служим молебен у мощей преподобного Серафима, чтобы празднования прошли без эксцессов, чтобы все были довольны, радушие и приветливость царили на празднике. Никто не должен уйти из обители «тощ и неутешен».
Для тех, кто живет в монастыре, это большая ответственность. Все мы здесь служки Царицы Небесной и преподобного Серафима. Знаю, многие сестры утомляются в эти дни от обилия людей, бывает трудно сосредоточиться, но мы должны осознавать себя на службе Царицы Небесной и мобилизоваться. Ведь многие сюда приезжают со скорбями и болезнями, и, конечно, здесь они должны чувствовать большое понимание и заботу, а также духовную радость, которую даем не мы, а Бог и Царица Небесная.
О преподобном Серафиме
Святитель Вениамин (Федченков) назвал батюшку Серафима «всемирным светильником». Но не может светильник быть скрытым, поэтому Господь возвеличил его при жизни и особенно после смерти. Если бы Царица Небесная не повелела ему выйти из затвора, он бы остался безвестен. Его прославление состоялось в 1903 году с участием царской семьи, и через сто лет снова в Дивеевскую обитель, чтобы прославить Преподобного, люди съехались со всего мира — простые верующие, архиереи и представители духовенства всех поместных Церквей.
Роль батюшки Серафима для нас заключается в том, что он простыми, доступными каждому словами рассказал о цели христианской жизни — преображении души — и объяснил, что оно происходит при одновременном участии самого человека и Божией помощи, что необходима синергия. Помолясь, он испросил, чтобы благодать Святого Духа стала доступной взору Мотовилова, и благодаря этому весь мир узнал об учении Григория Паламы и других древних отцов. Не случайно батюшка Серафим, почитая Преображение Господне, храм Рождества Христова в Дивееве благословил освятить именно на праздник Преображения.
Все мы знаем любимое выражение Преподобного: «Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Как мы все жаждем духа мирного! Мы бываем в хорошем расположении духа, когда хорошо исповедуемся, причастимся, когда у нас нет никаких серьезных проблем, все по отношению к нам милы и мы сами ни к кому не имеем претензий. Но через некоторое время чувствуем, что наш «котелок» остывает, и мы снова должны просить Божественной благодати, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет».
О помощи в повседневных делах
Батюшка Серафим в жизни всех насельниц обители — главный ходатай, попечитель и утешитель — словом, в нем сосредоточено все. И, конечно, во всем, что делается в монастыре, даже в самых трудных вопросах управления, чувствуется благодатная помощь Самой Царицы Небесной. И невозможное становится возможным.
Вот почему я каждодневно хожу на Святую Канавку вместе с сестрами, чтобы поблагодарить Пресвятую Богородицу, испросить Ее милости для дальнейших трудов. Именно Ей принадлежит Верховное игуменство в Дивеевском монастыре, который имеет особый статус. Земная игумения — лишь Ее наместница. Как мать она должна нести на себе все немощи своих духовных детей. И, естественно, личным примером, а не пустыми словами поучать сестер исполнять Устав монастыря. Видя пример игумении, и сестры будут стремиться к исполнению Устава. А я все это делаю, чтобы отсечь свою волю, за что Господь дает бодрость и подлинный эликсир жизни.
Некоторые говорят: «И откуда ты только силы берешь? Ты и на правило, и в трапезу, и на курсы…» (В Дивеевском монастыре действуют образовательные курсы для монахинь.) Конечно, это непросто: в пять утра встать на полуночницу, а потом пойти на занятия до трех часов. Но я осознаю свою немощь и то, что «помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю». (Пс 120: 2).
О сестрах
Они собирались постепенно, с благословения Царицы Небесной. Кого-то Она сюда призывает, а кого-то и изженяет отсюда. Были те, кто приехал в монастырь проводить родственниц, буквально только вещи помочь донести, а в итоге, даже не имея собственных вещей, оставались в обители и становились первоклассными монахинями.
Первые 12 сестер были пострижены еще в 1992 году, буквально через год после поступления в монастырь. Митрополит Николай (Кутепов) о них сказал, что это «кирпичики будущей обители». Первые годы владыка очень строго подходил к приему сестер и сам активно в этом участвовал. Объявил, что все желающие поступить в обитель пройдут епархиальный скотный двор в Рожново под Нижним Новгородом. Сразу же 16 человек отказались ехать. Владыка сказал: «Значит они не за Христом пришли в обитель, а ради ее будущей славы». В Рожново отправляли даже тех, кто был уже в возрасте. Например, схимонахиня Ефросиния из Знаменского скита приехала в Рожново в 65 лет — такие люди готовы идти за Христом куда угодно. Конечно, сейчас мы так не проверяем. Хотя скотные дворы есть во всех скитах, есть и трудное кухонное послушание, где проверяются сестры.
Не следует бравировать тем, что раз Дивеево — Четвертый Удел Божией Матери, то и спасаются все только тем, что живут здесь. Не жизнью в определенном месте спасаются. Вся российская земля освящена подвигами святых. Люди уходили в пустыни, в непроходимые дебри, подвизались в суровых условиях и достигли цели всех христиан, а не только монашествующих — стяжали дух мирный, благодать Святого Духа.
Дивеево не просто красивое место, здесь ежедневно и ежечасно требуется отсечение своей воли. Это кажется легким, потому что в первое время действует призывающая Божественная благодать и человек не чувствует трудностей, все ему кажется по плечу: и ранние подъемы, и тяжелые послушания. Но постепенно чувство поддерживающей руки Божией ослабевает, и Гоcподь принуждает эту благодать зарабатывать. Тут-то и становится понятно, что жить здесь не так просто. Здесь живут по призванию.
Что труднее всего в монастыре? Сказать, что смириться? Но для смирения ведь ничего не требуется. Правда? Это вроде бы легко. А вот внутренне смириться, осознать глубину своего падения, разницу между твоим духовным состоянием и высотой Божества, осознать величайшее дело искупления Спасителя и собственное недостоинство — оказывается, это не просто. Понимаете? Помощь дается, когда ты осознаешь, что не то что без Бога не до порога, а что ты правильно ни поступить, ни сказать, ни сделать без Его всеблагой помощи не можешь. Но Спаситель говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть». Поэтому основная наша задача — это борьба с самим собой, борьба за смирение.
Для журнала «Моя надежда» подготовила Лилия Шабловская.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.