Имя защитника Отечества, руководителя народного ополчения 1612 го да князя Дмитрия Михайловича Пожарского, известного своей политической честностью и воинскими талантами, неразрывно связано с Нижегородской землей. На обширной территории Нижегородчины находились многочисленные владения князя Пожарского, пожалованные ему в 1621–1629 годах царем Михаилом Федоровичем за освобождение Москвы: Юрино, Вершилово, Кубинцево… Князь Пожарский главным делом своей жизни считал победу над Смутой и заботу о своих соратниках — увечных воинах и их семьях.
В числе нижегородских вотчин оказалось и древнее село Пурех, известное также под названием Петряевская пустошь. Эта волость существовала со второй половины XV века. А ранее на ее месте находился опорный сторожевой пункт, образованный при великом князе Суздальском Юрии II Всеволодовиче для охраны стратегически важной дороги между Суздалем и Городцом, а затем и Нижним Новгородом. В этом месте в 1622–1625 годах Дмитрий Пожарский на свои деньги построил сначала деревянный, а затем каменный монастырь в благодарность Господу Богу за успешный поход Нижегородского ополчения в Москву для спасения Отечества. Монастырь князь Пожарский посвящает преподобному Макарию Желтоводскому, покровителю земли Нижегородской, которого он очень чтил всю свою жизнь.
Спасо-Макарьевская обитель создавалась для бывших воинов народного ополчения, получивших тяжелые увечья и неспособных самостоятельно добывать себе пропитание. Те из них, кто мог держать в руках топор, приняли участие в постройке Спасо-Преображенского собора с двумя приделами (в честь нижегородских чудотворцев Макария Желтоводского и Евфимия Суз дальского). А также поставили келии, поварню, хлебню, кладовые амбары с сушилами, скотный и конюшенный дворы и обнесли все это высокой оградой с парадными резными воротами.
Для пропитания братии Дмитрий Пожарский приписал к монастырю старые деревни: Малое Чюхово, Бояринцево, Олферово и другие. На монастырских землях поставил новые деревни, крестьяне которые свой оброк к концу сельскохозяйственного года свозили в обитель.
Около монастыря особой слободкой стало селиться духовенство, обслуживающее монастырь, а также мастеровые, которые шили инокам одежды, тачали сапоги и коты, изготавливали конскую упряжь. К середине XVII века монастырская слободка выросла в самостоятельное селение, которое сначала называлось Макарьевской слободой, затем, с упразднением монастыря в 1764 году, Макарием-Пурехом, а потом и просто Пурехом. За состоянием хозяйства обители следили лично Дмитрий Михайлович и его сыновья Петр и Федор. Они часто навещали монастырь, регулярно внося вклады: ценные иконы и книги, колокола и храмовую серебряную утварь. Многие из пожалованных Пожарскими реликвий хранились в Спасо-Преображенском соборе монастыря. Среди них — знамя Нижегородского ополчения 1612 года, переданное обители Дмитрием Михайловичем. Оно хранилось здесь до тех пор, пока в 1827 году правительство Николая I не решило перенести его в Оружейную палату Москвы.
Долгое время в соборе находился чудотворный резной деревянный Крест Господень, принесенный, по преданию, Пожарским из Соловецкого монастыря по случаю свирепствовавшей в 1635 году моровой язвы. Сейчас этот Крест, обладающий целительной силой и ежегодно вывозившийся на Нижегородскую ярмарку, находится в Высоковской церкви Нижнего Новгорода.
Другими реликвиями собора являлись список с Владимирской иконы Божией Матери, походная икона-складень Дмитрия Пожарского и Казанский образ Богоматери, шитый шелком женой князя Прасковьей Варфоломеевной. До нашего времени Спасо-Макарьевский монастырь, к сожалению, не дожил. Но память об этой обители, приютившей немало соратников Пожарского, участников Нижегородского ополчения, хранит Спасо-Преображенский собор. Значительно перестроенная со времен Пожарского, эта замечательная по своему архитектурному облику церковь сегодня единственный знак былого присутствия монастыря.
Она напоминает нам и о подвиге ополченцев, и о руководителе народного движения Дмитрии Пожарском. Но самое главное, о том, что небольшое нижегородское село Пурех стало не просто одной из родовых вотчин князя Пожарского, а местом, которое он выбрал для построения Божией обители.
Марина Курганова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.