Великие дни Страстной седмицы

12:36, 18 апреля 2011

Страстной седмицей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью.«Все дни,— говорится в Синаксаре,— превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…».

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, желая не отступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему по любви к падшему человечеству страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам своих ближних, творить дела милосердия и даже прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры и наказания.

Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. В соответствии стем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением, прочитывая на часах все четвероевангелие. Богослужения Страстной недели отражают все страдания Христовы, так что храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу, то Гефсиманию, то Голгофу. Они отличаются возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

Великий Понедельник

В этот день Святая Церковь своими песнопениями призывает встретить«начатки страстей Господних» и последовать за Господом на пути в Иерусалим. Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа. Из событий Евангельских в этот день вспоминается иссушение бесплодной смоковницы. Смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Утреннее Евангелие повествует о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче,изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия распявших и Его самого, нельзя не видеть осуждения христиан, нарушающих заповеди, и тем самым продолжающих распинать Христа.

Великий Вторник

Содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах, а также из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных им способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотворите» (Мф.25,40).

Великая Среда

Этот день—день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф.26,6–17). В то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена-«грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены-«грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена-«грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство.

Великий Четверг

В Великий Четверг (этот день называется Четверток, а Страстная Пятница—Пяток) Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает«благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле,соединение человека с Богом. Евангельское чтение этого дня — особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами. «Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением молитвы:«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…». Эту молитву поет хор, читают священники, повторяют все верующие.

После литургии Великого Четверга — в том случае, если служит епископ,—совершается чин умовения ног. По образу Христа, по величайшему смирению умывшего ноги Своим ученикам, епископ умывает ноги служащим с ним священникам и отирает их особым полотенцем. Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события (Ин.13,2–17).

Также в Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может придти в храм и причаститься в храме.

В Великий Четверг издавна совершается чин мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых он благословил, варят и благословляют миро — особое благоуханное масло для таинства Миропомазания. Сразу же после крещения им помазывают нового члена Церкви, будь то младенец или взрослый человек. При этом крещаемому подаются дары Святого Духа, которые он призван в себе сохранить и преумножить.

Великая Пятница

Утреня Великой Пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы — чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.

В Великую Пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.

Вечерня Великой Пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение —«гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница — большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым.

Великая Суббота

Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. После прославления Святой Троицы храм освещается, и провозглашается весть о женах мироносицах, пришедших ко гробу. В это время священник совершает каждение. Так в первый раз отчетливо провозглашается благая весть нашего спасения в Воскресении Христовом.

Песнопения утреннего канона продолжают славить Спасителя, Своею смертью победившего смерть. Тут, тоже в первый раз, говорится, что эта суббота—воистину есть самый«благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие,«через Которое все начало быть», лежит во гробе, как мертвый человек, в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

С началом великого славословия священник кадит гроб Спасителя и выносит Евангелие и Плащаницу. Народ с зажженными свечами следует за ним, повторяя«Трисвятую песнь». Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть. Победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных, а так же многократное пение«Аллилуйя» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектеньи и благословения. Утреня заканчивается.

Богослужение Великой Субботы является одной из вершин православной литургической традиции.

Подготовила Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.