О программе развития Ильинской слободы в рамках грандиозного проекта «Нижний Новгород – столица Поволжья» в последнее время говорится очень много. Однако, на мой взгляд, СМИ упускают из вида кое-что чрезвычайно важное.
Чаще всего о проекте «Ильинская слобода» говорят лишь как о комплексе мероприятий, способствующих сохранению и возрождению культурно-исторического облика центральной части Нижнего Новгорода. Но это – только одна из задач, которые ставят перед собой разработчики проекта.
Уникальный архитектурный ансамбль должен служить тем целям, для которых он был когда-то создан: приобщать человека к традиционной (православной) духовной культуре России, способствовать формированию такого мировоззрения гражданина, фундаментом которого станут вековые российские нравственные ценности. Здесь огромную роль будет играть успешное взаимодействие систем религиозного и светского образования.
Может возникнуть вопрос: возможно ли такое взаимодействие в рамках светского государства?
«Светский равно атеистический? Или светский значит индифферентный, равноудаленный от любого мировоззрения, которое разделяет та или иная общественная корпорация гражданского общества?
Светское государство стремится к равноприближенности, то есть к включенному отношению, проявляя подлинный живой интерес к различным мировоззрениям. Следовательно, светское государство своей задачей должно иметь предоставление действительно равных возможностей любому не противоречащему законодательству (российскому и ратифицированному нашей страной международному) мировоззрению; равных условий для институционализации взглядов, как унаследованных нашим обществом из атеистического периода развития государства, так и взглядов той или иной доктрины» (С. В. Кириенко Для государства не безразлично, какое мировоззрение господствует в обществе. В сб.: «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Материалы научно-практической конференции (10 – 11 октября 2002 года).» — М., 2003)
Сегодня в различных регионах Приволжского федерального округа (ПФО) право граждан на свободу совести, в зависимости от позиции, занимаемой конкретными представителями власти в субъектах федерации, либо в органах местного самоуправления, одними чиновниками понимается как право граждан на религиозное образование, а другими – как запрет на него. Вместе с тем, большинство руководителей нашей страны постепенно приходит к пониманию того, что только развитие религиозного образования способно поставить надежный заслон все более и более разрастающемуся влиянию тоталитарных сект и религиозных экстремистов в обществе. Ведь религиозно грамотному человеку легче будет противостоять сектантскому учению, зачастую представляющему собой весьма примитивную в богословском отношении доктрину, а порою и просто откровенный бред.
Вместе с тем, нужно отдавать себе отчет, что современное российское государство не считает своей целью пропаганду религиозных воззрений какой-либо отдельной религиозной организации. Оно готово к взаимодействию со всеми, кто не нарушает закон, не представляет угрозы для государства и его граждан. Но приоритет в своей работе власть, без сомнения, готова отдать традиционным и наиболее массовым для России религиозным организациям.
Именно на обозначенных выше принципах и основан педагогический подпроект «Школа культур», разработанный главным советником аппарата полномочного представителя Президента в ПФО, к. п. н., О. Ю. Бараевой, советником аппарата полномочного представителя Президента в ПФО Д. А. Журавлевым, начальником управления образования администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода, заслуженным учителем школы РФ Л. А. Солошенко в рамках проекта «Ильинская слобода». Его задача – отработать механизмы взаимодействия систем светского и православного религиозного образования по нескольким основным направлениям. Предполагается работа с учреждениями дошкольного, школьного и дополнительного образования.
Для того, чтобы взаимодействие было эффективным и не приводило к кризису личности ученика, необходимо снять те мировоззренческие противоречия, которые могут возникнуть при интерпретации одних и тех же фактов педагогами светской и религиозной систем образования. Проще всего этого добиться в краеведении. Результатом данной работы должна стать разработка программы курсов, направленных на приобщение школьников к общезначимым ценностям традиционной религиозной культуры народов России (курс, аналогичный Москвоведению).
Планируется также проведение конкурса детских проектов «Мой дом, моя улица, мое Отечество» и развитие деятельности Центра подготовки экскурсоводов «Золотые купола». Это, с одной стороны, может быть увязано с усилиями епархии по развитию религиозного туризма в Нижегородской области, а с другой стороны может быть эффективно использовано в рамках основной части проекта «Ильинская слобода» (детские экскурсии по Ильинской слободе).
На базе школы № 113 будет отработана модель создания детских объединений «Благовест» и «Започаинье». Научное руководство данным направлением, также как и созданием курса, аналогичного Москвоведению, осуществляет первый проректор НГПУ, профессор Л. Е. Шапошников.
Работу с наиболее одаренными учащимися предполагается проводить посредством их вовлечения в деятельность городского научного общества учащихся (секция «Теология»).
Не менее важное направление – работа с самими педагогами.
На базе дошкольного образовательного учреждения № 230 предполагается отработать модель духовного образования педагогов системы дошкольного образования. (Научное консультирование осуществляет руководитель Паломнического центра Нижегородской епархии Л. С. Борисова.).
Поскольку требование закона – это предоставление религиозного образования детям на основании высказанного родителями желания, то отработка методов исследования запросов родителей представляется необходимой для реализации права граждан на свободу совести. Поэтому на базе школы № 35 предполагается выработка модели «Механизм анализа запросов родителей» с дальнейшим выходом на отработку модели формирования этих запросов. Предполагается также и организация духовного образования родителей через систему семейных клубов.
В случае положительных результатов, механизм взаимодействия систем светского и православного религиозного образования, предложенный авторами проекта «Школа культур», предполагается распространить на весь Приволжский федеральный округ. Но полученный в ходе реализации проекта опыт может стать моделью только в том случае, если его возможно будет применить в любых условиях.
В Нижнем Новгороде среднероссийским условиям наиболее соответствуют условия Автозаводского района. Здесь, в рамках подпроекта «Никольская слобода», предполагается привести накопленный опыт к типовым городским условиям.
В то же время условия Автозаводского района позволяют дополнительно разработать следующие модели:
1. Взаимодействие Церкви и системы светского образования в духовном воспитании трудных подростков. Предполагается использовать возможности монастырей Нижегородской епархии для проведения летнего трудового лагеря, установления духовного диалога между трудными детьми и монахами.
2. Использование возможностей физического воспитания и подготовки спортсменов как канала развития духовности трудных детей. Основной трудностью в воспитании сегодняшних подростков является дефицит авторитета. Зачастую самым авторитетным является спортивный тренер. Следовательно необходимо использовать возможности системы подготовки спортсменов.
3. Изучение возможностей изменения содержания образования в части усиления духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях (музыкальных школах и школах боевых искусств).
4. Работа в библиотечной сети
4.1. Создание православного библиотечного фонда и «Уголков православной книги» на его основе.
4.2. Просветительская деятельность с работниками библиотек, позволяющая им ориентироваться в данном фонде.
4.3. Катехизаторские беседы на базе библиотек.
5. Внедрение духовного компонента в содержание работы компьютерных клубов.
6. Формирование программы работы Клуба молодой семьи на базе Дворца бракосочетания.
7. Отработка взаимодействия школы, дошкольного учреждения, библиотеки, музыкальной школы для полноценного духовного воспитания учащихся.
Опыт, накопленный при реализации проекта «Школа культур» и подпроекта «Никольская слобода» будет оцениваться и перерабатываться объединением учителей школ, богословов, светских ученых, преподавателей духовной семинарии.
Предполагается, что, в случае успеха проекта, ПФО разработает на его основе схему взаимодействия и с другими религиозными организациями (например, с мусульманами). Хочется верить, что «Школа культур» станет школой взаимодействия светского и религиозного образования в условиях демократического общества, школой религиозной свободы.
Д. Угрюмов, методист информационно-аналитического методического центра при Епархиальном просветительском центре Нижегородской епархии.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.