«Зачем», а не «за что»

15:31, 14 декабря 2015

«Кризис» — как мы привыкли к этому слову. Год назад, два, три… кажется, что ни год — очередной кризис. Обычно смысл его касается экономики и общества. И только в лексике христиан есть понимание кризиса духовного, который зачастую является предпосылкой ко всем другим кризисам. С христиан­ской точки зрения, в человеческой жизни кризис бывает только один — остаться без Бога. Что не отменяет, однако, проблем чисто житейского характера. Если так случилось, что жизнь твоя в одночасье сошла с накатанных рельсов, ты вынужден оставить любимую работу, которой посвятил всего себя, — что делать?

МакаровСвященник Михаил МАКАРОВ, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы (пос. Гнилицы):

— Бог делает все для нашего блага, для нашего спасения. Он делает все для всех и для каждого в отдельности. Но часто мы не способны увидеть волю Божию именно за пеленой мирских дел, мирских нестроений.

Возможно, ситуация, когда приходится оставить работу, послужит толчком, поводом к переоценке жизненных ценностей, к изменению мировоззрения. Возможно, это начало пути к Богу. Господь дает нам в первую очередь утешение. Он ждет, когда расстроенный, негодующий, огорченный человек обратится к Нему: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:28–30). Так отвечает Христос. А Церковь добавляет: обратиться к Богу за помощью можно даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Главное, не унывать, не отчаиваться, не опускать руки. Грех уныния — один из самых тяжких. Необходимо помнить, что «невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18:27).

 

Хамидулин-1Артем ХАМИДУЛИН, преподаватель Нижегородской духовной семинарии, зам. главного редактора журнала «Дамаскин», преподаватель гимназии им. Дмитрия Донского (г. Бор):

— Думаю, для верного ответа на данный вопрос следует прояснить, что же все-таки человек сначала ждет от своей работы? И лишь затем можно брать руки в ноги и отправляться на поиски источника заработка. Что важно — не забывая при этом мысленно в сердце своем взывать к Спасителю. Иначе каждый из нас, делая ставку только на что-то одно, рискует либо пропустить возможность, посылаемую ему Самим Господом, либо же встать на путь, свойственный неверующему большинству, забывая о том, что в первую очередь он христианин. Молитвенное обращение к Богу с просьбой о помощи никак не противоречит самостоятельному поиску места «где лучше». Выражаясь фигурально, как раз сочетание молитвы и активного делания служит тем инструментальным условием, с помощью которого человек сможет найти выход из сложившейся ситуации. И, конечно, за всеми будничными дрязгами и случайностями христианам следует помнить о том, что все окружающие нас события в конечном счете есть «суета сует», в которой мы вынуждены жить, а искать нам следует, действительно, прежде всего Царствия Божия. Другими словами, за житейскими событиями нельзя забывать главного, следует научиться во множестве деревьев видеть лес. Так что, полагаю, известный императив «молись и трудись» является лучшим советом для христианина в данном случае.

 

Оглоблин-1Александр ОГЛОБЛИН, специалист по организации приходской молодежной работы, педагог (Ивановская митрополия):

— Во-первых, если жизнь в одночасье сошла с накатанных рельсов, прежде всего, стоит задать себе вопрос: «А те ли рельсы были мною накатаны?» Во-вторых, большинство моих знакомых начало усердно молиться и ходить в храм Божий, оказавшись именно в кризисной ситуации. О чем же молиться? О том, чтобы Господь дал попить и поесть, и одеться? В Молитве Господней христианин молит об этом Отца Небесного, по крайней мере, пять раз в день, читая «Отче наш» утром, вечером и перед каждым приемом пищи. Что же должен я еще сказать Богу, о чем просить Его, Спасителя рода человеческого? Давным-давно, в самом начале пути к Богу, люди духовные посоветовали мне говорить так: «Господи! Дай понять во мне волю Твою!» Ведь, в отличие от нас, Бог ничего не делает напрасно. Если Он меня создал, значит, у Него были на меня какие-то планы, обо мне был Божий Промысл!.. Но какой? Зачем я? Для того, чтобы есть и пить, и одеваться? Но все это лишь средства для поддержания физических сил. Неужели я ни на что больше не годен?! Сам я могу в минуту печали так о себе подумать. Но Бог никогда. Он ничего не делает напрасно. А прямо подсказывать не хочет, потому что любит меня и желает, чтобы я, чадо Его неразумное, сам до этого дошел и все понял. Я сам должен ответить на вопрос «зачем я?» Но сделать это возможно только с помощью Божией. Ничто в нашей жизни не происходит случайно. Каждая новая ситуация, каждый изгиб судьбы — это информация к размышлению.

 

Губина-2Ольга ГУБИНА, специалист по связям с общественностью:

— Меня, как и многих других, кризис коснулся весьма ощутимо. Было страшно наблюдать, как обесцениваются накопления, ставятся под сомнение планы, сокращаются возможности и растут такие угрозы, о которых мы раньше и не думали. Могу сказать только одно — именно в этот момент я поняла, насколько слабы и ненадежны те опоры, которые мы ищем в мире: деньги, власть, имущество. Все это легко рушится, стоит только пошатнуться государственной системе. И тогда понимаешь, что только упование на Бога, вера в Его поддержку и молитвенное общение с Ним — настоящие ценности нашей жизни. Господь дает реальную поддержку и помощь тому, кто обращается к Нему с искренней молитвой. И то, что кризисные проблемы нашли свои пути решения, случилось в моей жизни только благодаря помощи Божией.

 

СтрогановДмитрий СТРОГАНОВ, старший преподаватель кафедры всеобщей истории, дисциплин классического цикла и права НГПУ им. Минина:

— Что есть кризис для православного христианина? Это слово часто встречается в библейских текстах: «Се Отрок мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа моя, Положу дух Мой на Него и возвестит народам суд», данные слова были записаны пророком Исаией (Ис 46:1–6), и их повторяет апостол Матфей (Мф 12:18–19). Греческое слово «кризис» переводится как «суд». Кризис (суд) есть разделение правды и неправды, в экономическом смысле его можно понимать как отделение богатства неправедного, но идея гораздо глубже: она касается духовного состояния человека. В Евангелии от Иоанна Христос говорит Никодиму о вере в Сына Божиего: «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин 3:18). Бог посылает кризисные ситуации как выбор, как искушение, каждый человек выбирает, куда ему идти в такой ситуации, по словам Евангелия: «к свету» или «к тьме». Истинно верующий человек не чувствует кризиса: его цель и надежда — Христос. Не верующий же, по словам евангелиста, уже осужден. Кризис как искус посылается людям, стоящим на распутье, из него человек должен выйти как «золото из горнила», по словам святителя Иоанна Златоуста. Должен выйти без ропота, в душевном спокойствии и с крепкой верой. Ветхозаветный пример праведного Иова весьма показателен в данном вопросе. Безусловно, в наше время человек, временно испытывающий экономические трудности, должен с непоколебимой верой и крепкой молитвой возложить печаль свою на Бога и всю свою энергию потратить на их решение, но всегда помнить слова Спасителя: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».

 

Шабанова-1Анастасия ШАБАНОВА, логопед:

— Мне кажется, человек, который живет с Богом и полагается на Его волю, никогда не скажет, что жизнь его сошла с рельсов и идет под откос. В тяжелых ситуациях, которые, несомненно, случаются с каждым, нужно задавать себе вопрос «зачем», а не «за что». Возможно, по воле Божией, эта ситуация возникла для того, чтобы мы, например, освоили новую профессию. Вторую специальность «логопед-дефектолог» я получила именно таким путем. У ребенка возникли проблемы со здоровьем, и, чтобы разобраться со многими возникшими вопросами, я выучилась на дефектолога. Позже, в условиях кризиса, эта профессия помогла мне. Вот и ответы на мой вопрос «зачем». Но все это было бы невозможно без разговора с Богом, без молитвы, которая направляет наши мысли в нужное русло. Об этом очень хорошо говорит святой Иоанн Кронштадтский: «Мысли человека имеют крайне сильное влияние на состояние и расположение его сердца и действий; потому, чтобы сердце было чисто, добро, покойно, а расположение воли доброе и благочестивое, надо очищать свои мысли молитвою». И, конечно, полагаться на Божию волю.

Павел Молоштан

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.