«А ты потом пришлешь мне эту фотографию на мою страничку «ВКонтаке»? — спросила меня семилетняя подружка. Я вздрогнула. Конечно, мы все уже привыкли к соцсетям и к тому, что в них сидят люди любого возраста — от детей до пенсионеров. Но все же каждый раз, увидев на аватарке детскую физиономию, задаюсь вопросом: а стоит ли?
Социальные сети — это явление, которое слишком поздно обсуждать — оно прочно вошло в нашу реальность, и с этим уже приходится как-то жить и «набивать шишки». Но одно дело — набивать шишки себе, и совсем другое — допускать ошибки, за которые будут расплачиваться дети. Подрастает поколение ровесников социальных сетей, то есть детей, уже не заставших того времени, когда люди обходились без этого. Делает ли их более защищенными от информационного спама тот факт, что они впитали виртуальную жизнь буквально с молоком матери, или, наоборот — они оказываются неспособными на критичность и самостоятельность мышления?
В том, что виртуальный мир может оказаться для ребенка опаснее реальности, сейчас не сомневается никто. Более того, риски с каждым месяцем возрастают — ведь механизмы социальных сетей, в том числе и негативные, постоянно совершенствуются. Как обезопасить ребенка? Можно ли убедить его не пользоваться социальными сетями? До какого возраста нельзя позволять заводить личный аккаунт? Как контролировать ребенка в интернете? Универсальных ответов нет. Давайте подумаем вместе.
Людмила Антонова,
педагог, многодетная мама:
— Я считаю, что пребывание ребенка в соцсети необходимо контролировать, в каком бы возрасте он туда ни попал. Правда, мои сыновья почему-то вообще не заинтересовались этим явлением. У них нет страниц ни в одной соцсети. А вот у дочки есть страничка «ВКонтакте» — она сама рассказывает мне о том, как проходит ее общение в виртуале, и у меня нет повода для волнений. У нее все друзья нормальные, всех знаю в реальности. Периодически просматриваю странички дочкиных друзей, чтобы понимать, чем они живут.
Андрей Елисов,
преподаватель истории, обладатель звания «Серафимовский учитель»:
— Детская психика особая. Учитывая, что ребенок интенсивно развивается через разные виды деятельности, включая игровые формы, лучше всего до шести лет вообще лишить его возможности пребывания в виртуальной реальности. Игры должны носить познавательный характер вне компьютерной действительности. Любые виды активного участия рук в конструкторской деятельности, в лепке, в рисунке, в осязательных отношениях надо всячески приветствовать, ибо моторика рук связана напрямую с мозговой активностью. Мышление в рамках компьютерных схем убивает в ребенке стремление к творческой уникальности.
Поэтому к компьютерным играм, к сетевым ресурсам доступ должен открываться под контролем родителей только в среднем звене общеобразовательной школы. Родители, регистрируя ребенка в социальных сетях, должны убедить его в том, что это небезопасное место для нравственного здоровья, и поэтому они будут выходить вместе с ним в виртуальное поле не более чем на полчаса в день. Причем им следует просмотреть, какие группы, какие фотографии загрузил ребенок, какие «друзья» зарегистрировались на его страничке. Обязательно проинструктировать ребенка в том, как себя вести, если в социальную сеть рвутся незнакомые люди. А лучше самим родителям добавиться на его виртуальную площадку, чтобы ребенок знал, что он под присмотром. Раз в неделю родителям стоит просматривать, что выложено в открытом доступе у него на странице, включая видеоматериалы. В случае несогласия с ребенком стоит обсудить с ним причины вашего недовольства, но не лишать его компьютерного общения, чтобы не вызывать ответную негативную реакцию. Лучше всего установить расписание выхода в интернет и оговорить его вместе с ним. Тогда социальные сети станут не целью, а неким средством и даже поощрительным фактором для юного человека.
Екатерина Бякова,
студентка:
— Нас в институте настраивают на то, что контакт и доверие с ребенком надо налаживать с того момента, как он родился, а не ждать для этого подросткового кризиса. Будет контакт — и кризис пройдет не так остро. Не помню, чтобы родители жестко контролировали мое пребывание в социальных сетях. Может быть, они и проводили какой-то контроль, но делали это незаметно, не нарушая моего личного пространства. Да, в общем, им и не о чем было переживать — я сама была очень осторожна в общении и избирательна к тому, что видела на просторах сети, грязь не липла. Но все же я думаю, что социальные сети нужны детям не раньше пятого-шестого класса, потому что до этого возраста о какой-то сознательности говорить еще не приходится.
Сергей Ильин,
дизайнер:
— Мне кажется, нельзя запрещать ребенку иметь страничку в социальных сетях. Другой вопрос, что это совершенно не нужно до определенного возраста. Виртуальное общение становится актуальным, когда человек достигает определенной зрелости — в каком возрасте это происходит, сказать трудно, у каждого по-разному. Главный критерий, чтобы виртуальное общение дополняло реальную жизнь, а не заменяло ее. Если у ребенка есть близкие люди в реальности, он не будет поддаваться на виртуальное влияние.
Ольга Смирнова, педагог:
— Мой сын практически нигде не общается, хотя странички в соцсетях есть. В основном заходит поиграть. Время от времени просматриваю историю посещений на планшете, он ее не стирает. Но контроль касается не только интернета. Подростки обычно, как ежики, колючие — чем больше замечают контроль, тем больше раздражаются. Поэтому лучше постараться установить с детьми доверительные отношения. Если ребенок будет доверять родителям, они будут в курсе его дел и интересов. Но не надо забывать, что у каждого человека, в том числе ребенка, должно быть личное пространство. Еще гораздо важнее, чтобы ребенок умел общаться в реальной жизни, учился разбираться с людях. В соцсетях это довольно проблематично. В интернете часто встречаются провокации, а также ловушки, расставляемые мошенниками. Поэтому гораздо важнее, на мой взгляд, научить ребенка правильному поведению в интернете с точки зрения безопасности.
Мария Партолина,
кондитер:
— Контролировать, но не запрещать. Может быть, какие-то потенциально опасные сайты закрыть. Моя теперь уже взрослая дочь в свое подростковое время в ответ на запрет сидеть «ВКонтакте» сказала, что, если она не будет в курсе, что там происходит у ее друзей, она будет белой вороной в классе. Будет не в теме, так как всем можно, а ей нельзя. Я это хорошо запомнила и перестала на нее давить. Комплексов у нас и так было хоть отбавляй.
священник Дионисий Чибиряев:
— Я плохо отношусь к социальным сетям и считаю, что это пустая потеря времени. Именно поэтому мне кажется, что ребенку там совершенно нечего делать. Тем более что нет никаких возможностей фильтровать весь тот контент, который есть, например, «ВКонтакте». Буквально в три клика любой ребенок может найти все, что находить ему не стоит. В возможности контроля детского аккаунта мне верится очень слабо. На практике может случиться так, что ребенок, поняв, что его контролируют, просто заведет себе альтернативную страничку, о которой родители вообще ничего знать не будут.
Другой разговор, что есть тенденция, когда сеть становится продолжением школьного общения. Дети обмениваются заданиями, обсуждают школьные дела. В этом случае, если ребенок отсутствует в виртуальном пространстве, он становится изгоем. Мне нравится, как решен этот вопрос в православной гимназии, где учатся мои дети. Там есть электронные дневники — виртуальный школьный форум, который как раз выполняет и функцию общения, и функцию информационного обмена. Тут мне не надо ничего контролировать, поскольку в форуме участвуют только реальные дети, школьные товарищи.
Никита Былинский, школьник:
— Я категорически против любого контроля, потому что, мне кажется, это унижает, что ли. Лучше уж совсем не разрешать, чем разрешить и потом вторгаться на страницу. Другой вопрос, что родители имеют право и даже должны, прежде чем ребенок начнет пользоваться социальными сетями, научить его соблюдать осторожность. А после этого им остается только доверять.
Подготовила Татьяна Фалина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.