Роспись алтарной части Вознесенского собора в Печерском Вознесенском монастыре будет завершена в 2007 году

17:24, 9 марта 2007

Роспись алтарной части Вознесенского собора в Печерском Вознесенском монастыре (Нижегородский район Нижнего Новгорода) будет завершена в 2007 году.

По словам наместника монастыря архимандрита Тихона (Затёкина), в 2006 году был расписан притвор, то есть пристройка с западной стороны храма, а в текущем году бригада художников-иконописцев из Владимира под руководством Владимира Некрасова ведет работы в алтаре.

В настоящее время завершена роспись свода алтарной части собора, где выполнена композиция «О Тебе радуется», теперь ведется работа над деисусом, то есть канонической композицией, включающей изображение в центре Иисуса Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Крестителя и ряда святых, отметил архимандрит Тихон.

«Думаю, в течение года мастера распишут алтарь, а затем приступят к росписям центральной части храма», – подчеркнул настоятель монастыря. – Дело это не быстрое и достаточно дорогостоящее», – отметил архимандрит Тихон.

Мастера работают с перерывами на службы, которые ведутся в храме, поэтому им приходится работать вечерами и ночами.

По словам архимандрита Тихона, старые росписи Вознесенского собора были выполнены в стиле росписей Владимирского собора в Киеве, в которых принимал участие Виктор Васнецов, пытавшийся возродить церковную монументальную живопись. Однако они были уничтожены в 1970-х годах, поэтому иконописцы составляют авторские эскизы росписей, после чего настоятель монастыря утверждает их.

«В Нижегородской области есть мастера, способные расписать храм, но я выбрал мастеров палехской школы, мне нравится, что они работают в стиле, близком к работам мастеров XVII века», – сказал архимандрит Тихон.

По его мнению, мастерам палехской школы удалось сохранить старинные традиции, благодаря тому, что в советский период они расписывали шкатулки, работали над лаковыми миниатюрами, поэтому «с наступлением новых времен им ничего не оставалось, как вернуться к храмовой росписи».

Для палехской иконописи характерны мягкие, плавные линии и сдержанная гармоничная красочная гамма, а на рубеже XVIII – XIX веков при преобладании нежной, светлой цветовой гаммы композиции усложняются, усиливается орнаментальность, обильно применяется золото.

Между тем иконописцы под руководством В. Некрасова в 2005 году расписали стены храма Макария Желтоводского в Макарьевском Желтоводском монастыре и написали иконы для иконостаса, а в 2006 году они расписали подземную часть Спасо-Преображенской Печерской церкви, где покоятся мощи преподобного Иоасафа Печерского.

Вознесенский собор, построенный в первую треть XVII века, является главным храмом Печерского монастыря. Его архитектурный облик восходит к образу Успенского собора Московского Кремля.

Строителями Вознесенского собора были мастера, возводившие в Нижегородском кремле каменную церковь во имя Архангела Михаила. При возведении монастырского собора были использованы строительные материалы, оставшиеся от постройки кремлевской Архангельской церкви.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.