Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии Дамаске в благочестивой христианской семье. Отец его, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. Он заботился о воспитании и образовании своего сына. Сергий Мансур выкупил на невольничьем рынке христианского монаха, который был славен своей ученостью и мудростию. Этот–то монах и стал заниматься с детьми Сергия: родным его сыном Иоанном и приемным Косьмой. Монах обучал мальчиков философии, арифметике, грамматике. По окончании своей миссии он удалился в иерусалимский монастырь преподобного Саввы Освященного.
После смерти отца Иоанн занял при дворе его место. Он начал борьбу с ересью иконоборчества, рассылая слова в защиту иконопочитания, в которых обосновывал поклонение Святым иконам. Мудрые послания преподобного привели императора-иконоборца Льва III Исавра в ярость. Иоанн был оклеветан и отстранен от должности.
Император приказал отрубить преподобному кисть правой руки и повесить ее на городской площади. Святой попросил, чтобы ему вернули кисть руки назад. Взяв усеченную руку, он вошел в моленную комнату и, пав пред иконою Пресвятой Богородицы, молился: «Владычице Пречистая Мати, рождшая Бога Моего, вот правая моя рука отсечена ради Божественных икон. Ты знаешь, что привело Льва во гнев; поспеши же на помощь и исцели мою руку. Десница Вышняго, воплотившаяся из Тебя, ради молитв Твоих совершает многие чудеса, посему молю я, чтобы и мою десницу исцелил Он по Твоему ходатайству. О Богомати! Пусть сия рука моя напишет то, что Ты Сама позволишь в восхваление Тебя и Сына Твоего, и да поможет своими писаниями православной вере. Ты можешь все сделать, если захочешь, потому что Ты — Матерь Божия».
После этих слов Иоанн уснул и увидел во сне Богоматерь, которая говорила о том, что рука преподобного совершенно здорова.
Узнав о чуде, халиф просил у Иоанна прощения и хотел вернуть ему должность, но святой отказался и удалился в монастырь Саввы Освященного. Наставник, которого игумен обители определил Иоанну, запретил ему писать, но святой по просьбе одного из братьев нарушил этот запрет, сочинив следующие надгробные тропари: «Кая житейская сладость», «Вся суета человеческая!», «Человецы, что в суе мятемся». Наставник разгневался на преподобного и в качестве епитимьи велел убирать нечистоты. Пресвятая Богородица в видении предстала перед старцем и встала на защиту Иоанна: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду, — воду, которая лучше истекшей из камня в пустыне (Числ. 20,11), — воду, которую желал пить Давид (2 Царс. 23,15), — воду, которую обещал Христос Самарянке (Иоан. 4,14)? Не препятствуй источнику течь: изобильно потечет он и всю вселенную протечет и напоит; покроет моря ересей и претворит их в чудную сладость. Пусть жаждущие стремятся к сей воде, и те, которые не имеют сребра чистой жизни, пусть продадут свои пристрастия и подражанием добродетели Иоанна пусть приобретут у нее чистоту в догматах и в делах. Он возьмет гусли пророков, псалтирь Давида, воспоет новые песни Мариами (Исх. 20) . Ничто в сравнении с ним бесполезные песни Орфея, о которых повествуется в баснях; он воспоет духовную небесную песнь и будет подражать херувимским песнопениям. Все церкви иерусалимские сделает он как бы отроковицами, играющими на тимпанах, чтобы они пели Господу, возвещая смерть и Воскресение Христа; он напишет догматы православной веры и обличит еретические лжеучения; сердце его изведет слово благо, и изрекчет дела царева пречуднейшая” (сравни Псал. 44,2».
До конца своих дней преподобный Иоанн проводил время в молитве, писании духовных книг и составлении песнопений. И покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Преставился Иоанн Дамаскин около 780 г., в возрасте 104 лет.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.