30 марта в 14.00 в актовом зале Нижегородского медицинского колледжа Минздрава России состоялась конференция «Милосердие – опыт прошлого и настоящего».
На конференции были заслушаны доклады студентов Нижегородского медицинского колледжа по тематическим направлениям: «Милосердие — общечеловеческая нравственная ценность»; «Православный взгляд на здоровье и болезнь»; «Мотивы милосердия в Евангелии»; «Традиции милосердия в истории России»; «Опыт милосердия в современной России». По окончании слушания докладов состоялся концерт духовной музыки ансамбля отделения сестер милосердия под управлением художественного руководителя Архиповой С. В.
Во время проведения конференции в колледже состоялась выставка: «Медицина и здоровье». На выставке демонстрировались иконы, написанные на пожертвования сотрудников колледжа; духовная и медицинская литература; видеофильмы; записи духовной музыки.
В работе конференции принял участие председатель отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии иерей Алексей Горин.
Конференция проводится совместно Нижегородским медицинским колледжем Минздрава России и отделом религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии.
В 2000 году Нижегородский медицинский колледж обратился к Нижегородской Епархии с просьбой о помощи и благословении в открытии отделения сестер милосердия. Покойный митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай принял и поддержал давно назревшую идею – начать подготовку медицинских специалистов на основе милосердия, не только обучать их профессиональным навыкам, но и развивать души молодых людей. Митрополит обратился с Министру здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко с ходатайством, его поддержали департаменты здравоохранения Нижнего Новгорода и области, Нижегородский губернатор И.П.Скляров, ректор Нижегородской медицинской академии.
Благодаря совместным усилиям и с Божьей помощью отделение сестер милосердия было открыто в сентябре 2000 г. — в юбилейный год рождения Иисуса Христа.
Создание системы, объединяющей усилия церкви и государства по обучению и воспитанию медицинских специалистов среднего звена, способных оказать больным не только квалифицированную медицинскую помощь, но и желающих служить им в духе христианского милосердия.
Достижение этой важнейшей для нашего общества цели предполагает решение ряда задач.
1-я задача. Изучение студентами наряду с сестринским процессом духовных основ милосердия:
— знать сущность милосердия, соотносительность понятий «вера», «надежда», «любовь» в учении Церкви и практической жизни;
— определять созвучие и диссонантность собственного жизненного опыта и опыта земной жизни Иисуса Христа;
— уметь осознавать себя, наблюдать и анализировать собственное духовное и физическое состояние;
— сопоставлять личностные качества с морально-духовными христианскими нормами;
вычленять из окружающей среды страждущего;
определять причины телесных и духовных страданий;
— оказывать адекватную помощь;
формировать потребности больного в духовной защите;
— организовывать больных для принятия таинств, участия в церковных службах и т.д.
С этой целью факультативно изучаются духовные дисциплины: катехизис, Ветхий и Новый Завет, христианская антропология, введение в литургическое богословие, основы нравственности, история Церкви и общин сестер милосердия и социальная диакония, включающая проблемы духовно-психологического сопровождения страждущих.
Большое внимание уделяется овладению сестрами милосердия технологиями межличностных отношений.
2-я задача. Разработка системы духовного образования, воспитания, содержания, форм, методов и обеспечение нормативно-правовой документацией.
3-я задача. Воспитание имеющегося педагогического коллектива на принципах российской духовной культуры; подбор преподавателей с православным религиозным образованием.
В подготовке сестер милосердия принимают участие профессорско-преподавательский состав Нижегородских образовательных учреждений – Духовной семинарии, государственного университета, медицинской академии, медицинских колледжей, а также ряд священнослужителей.
4-я задача. Создание образовательного духовного пространства, включающего в себя:
— учебные аудитории с соответствующим оборудованием;
— храмы;
— базы практического обучения;
— систему мероприятий по оказанию помощи страждущим (акции милосердия);
— место приложения будущей профессиональной деятельности (больничные православные палаты, Дома социальной защиты и т.п. с созданием в них соответствующих условий, обеспечивающих защиту страждущих);
— оформление при лечебных учреждениях молельных комнат, часовен;
— подбор соответствующих кадров православных врачей, младшего обслуживающего персонала, священнослужителей;
— создание постоянного духовного Центра, обеспечивающего координацию действий медицинских работников и духовников, обслуживающих православные палаты, отделения.
5-я задача. Создание Фонда милосердия, обеспечивающего деятельность всех звеньев милосердия, в т.ч. библиотечками духовной литературы и необходимой церковной утварью.
(Из выступления директора Нижегородского медицинского колледжа Пигаловой Надежды Андреевны на V-й областной конференции по вопросам религиозно-нравственного образования «Проблемы духовно-нравственного воспитания Нижегородской Епархии»)
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.