Интервью с участником делегации Русской Зарубежной Церкви

14:45, 1 июня 2004

Архиепископ Берлинский и Германский Марк: «Объединение церквей — только вопрос времени»

Вопрос об объединении Русской православной церкви и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) практически решен. В эти дни делегация РПЦЗ по приглашению патриарха всея Руси Алексия II и президента Путина путешествует по России. Братья по вере знакомят потомков российских эмигрантов с владениями РПЦ и показывают им святые места, где до этого представители РПЦЗ не имели возможности побывать. В Нижнем Новгороде председатель комиссии по переговорам об объединении двух церквей со стороны РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский МАРК дал эксклюзивное интервью корреспонденту \»Известий\» Татьяне ВИТЕБСКОЙ.

Владыко Марк, как вы оцениваете переговоры, проведенные вашей делегацией с патриархом всея Руси Алексием II?

— Зарубежная церковь жила 80 лет со знанием того, что она неразрывная часть русской церкви, не выбирая себе патриарха. Одновременно мы знаем, что РПЦ подверглась в СССР гонениям, поэтому мы не могли войти в общение с ней — она не была свободна. Устав нашей церкви объявляет, что, как только исчезнет безбожная власть, мы обязаны войти в контакт с церковью в России. Это то, что мы теперь делаем. У нас были встречи со Святейшим патриархом, членами Синода и комиссии по переговорам. Секретарь нашей комиссии сказал, что он не ожидал, что так быстро найдет взаимопонимание с секретарем встречной комиссии.

В чем ваши взгляды с РПЦ совпадают, а в каких вопросах вы расходитесь?

— Естественно, у нас гораздо больше объединяющего: единая вера, единый Господь и единый крест. Мы расходимся по второстепенным вопросам внешних отношений: скажем, отношения с государством, отношения церкви с иноверцами. Во время безбожного властия в России церковь должна была найти возможность выживания. И она это делала таким путем, который мы не могли оценить как правильный. Например, для нас было очень горько, когда мы выступали в защиту Почаевской лавры, которая была под угрозой закрытия, выходили на демонстрации, а к нам приезжали архиереи из России и заявляли, что никаких гонений на церковь нет. Мы считаем, что нужно издать документ, который даст понять, что этот путь в будущем неприемлем. Когда власть ставит целью уничтожение веры, мы не можем молчать или поддакивать.

Изменилось ли сегодня отношение власти к Православной церкви?

— Коренным образом изменилось. В наше время люди, верующие или нейтрально относящиеся к этому вопросу, не испытывают явных гонений, как это было в прежние времена.

Но теперь мы видим многих политических деятелей, которые раньше поддерживали власть, неприемлемую для вас, стоящими в храмах. Как РПЦЗ относится к этому?

— Побуждения людей могут быть совершенно разными, в душу человека не заглянешь. Мы не желаем судить, насколько искренне человек посещает церковь, мы желаем оставлять ту свободу, которую Бог дал. Для нас не это важно, а важно то, что есть возможность посеять семя веры. Это дает надежду на будущее, на то, что русский народ обретет свои основы. Ведь вы же даже не можете говорить нормально на русском языке не веря. Ведь, например, воскресение — день недели. Если вы называете этот день именно так, то уже являетесь христианином, хотите того или нет.

Каково впечатление от вашего паломничества по России?

— Мы видим много примеров страшной разрухи и одновременно невероятно быстрого созидания. Представители нашей делегации нуждаются в прояснении многих вопросов. Например, я был в монастыре. Поскольку я сам настоятель монастыря, я спросил: на что живут монахи? Мне сказали: у них есть спонсоры. Как игумен, я этим недоволен, потому что монахи должны жить от работы своих рук, они должны себе зарабатывать на хлеб. Может быть, я неправильно понимаю, так как не знаю ситуацию в России в настоящий момент. Я сам отвечаю за монастырскую братию, стою за машиной, делаю свечи и знаю, что это кормилица нашего монастыря. У меня священник получает намного меньше от епархии, чем люди от государства в качестве социальной помощи. И наши священники действительно живут как бедные. А в России такой проблемы, очевидно, в настоящий момент нет.

В России сейчас очень много говорят об административной части вопроса объединения двух ветвей церкви. В частности, о том, как и кем будет управляться имущество РПЦ и РПЦЗ.

— Святейший патриарх неоднократно повторял, что мы должны исходить из сложившейся реальности. Если будет единая церковь, то естественно, что храм в каком-то городе должен подчиняться местному архиерею, который живет в общине со всеми православными.

То есть все-таки вполне может идти речь о полном объединении церквей?

— Я думаю, это только вопрос времени.

• Татьяна ВИТЕБСКАЯ, Нижний Новгород

Известия